Харатьян Дмитрий Вадимович
Дмитрий Харатьян родился 21 января 1960 году в Ташкентской области в семье инженеров. Его отец преподавал в техническом вузе, а мама работала инженером-строителем. Через три года после рождения сына семья Харатьянов переехала в Подмосковье.
В школе Дмитрий не помышлял об актерской карьере. Как и многие мальчишки, он увлекался спортом - гонял в хоккей и футбол. Другим увлечением была музыка. Дмитрий неплохо играл на гитаре, да и к тому же у него рано обнаружились незаурядные вокальные данные. Это позволило ему стать руководителем вокально-инструментального ансамбля «Аргонавты» в пионерском лагере «Метеор» под Москвой, где он отдыхал с 3 по 10 класс. Вот так вместе с гитарой Дмитрий и попал в кино…
Дебют в кино
Как это часто бывает, в кино Дмитрий попал благодаря стечению обстоятельств. Когда он учился в десятом классе, одна знакомая девочка Галя (мечтавшая стать актрисой) позвала его вместе с собой на пробы на киностудию. Так получилось, что ей не досталось и эпизода, а Харатьяна режиссер Владимир Меньшов выбрал среди нескольких тысяч претендентов, доверив ему главную роль – романтического мальчика с гитарой Игоря Грушко.
Картину, вышедшую на экраны в 1977 году, зрители встретили очень тепло, а песня Александра Флярковского «Когда уйдем со школьного двора» стала очень популярной. Дмитрий Харатьян в одно мгновение обрел всесоюзную известность, многочисленные поклонницы стали присылать ему письма – все это вполне могло вскружить голову. К счастью этого не произошло.
Дмитрий Харатьян признается: «Наверное, Господь уберег от искушения. Видимо, помогла трезвая оценка своего места в жизни. Голова, конечно, кружилась от успеха, но осталась же на месте. Искушение славой, успехом, властью, богатством - одно из самых серьезных испытаний для человека. Действительно, я в 17 лет проснулся знаменитым. И до сих пор не могу понять, как я прошел через это искушение и сумел сохраниться. Просто чудом... Столько людей ломалось, особенно в раннем возрасте, когда человек еще такой слабый...»
Училище им. Щепкина
Вслед за «Розыгрышем» Дмитрий был приглашен на главную роль Сергея в мелодраму Анатолия Васильева «Фотография на стене». Так что дальнейшая профессия была предопределена. Правда сразу после школы поступить в театральное училище ему не удалось, и Дмитрий отправился работать в геологоразведочную партию. Но на следующий год он все-таки был принят в Театральное училище имени Щепкина, где учился в мастерской Михаила Ивановича Царева.
Там же в училище Дмитрий встретил свою первую жену Марину. В январе 1984 года у них родилась дочь Александра. Но в дальнейшем семейная жизнь не сложилась, и они расстались.
Одновременно с учебой Дмитрий Харатьян продолжал сниматься в кино. В 1980 году на экраны вышла психологическая драма Вадима Абдрашитова «Охота на лис», где Харатьян сыграл небольшую, но острую, социально и психологически точную роль Кости Стрижака – одну из немногих в своей творческой биографии отрицательных ролей. Затем были небольшие роли в историко-приключенческом фильме «Школа» (по мотивам произведений Гайдара) и в драме «Люди на болоте».
В 1982 году Дмитрий был приглашен режиссером Марленом Хуциевым на роль Пушкина. Харатьян вспоминает: «Когда мне позвонили от Хуциева и предложили эту роль, я подумал, что кто-то очень глупо пошутил. Я спросил у девушки, представившейся ассистенткой Хуциева: «Вы меня давно живьем видели? Бакенбарды у меня вроде бы не растут и даже волосы не вьются». Но потом Хуциев объяснил, что видел меня в дипломном фильме одного молодого режиссера. Я там в роли лейтенанта ехал на танке, весь испачканный, и был похож не на Пушкина, а на Ганнибала. Хуциев, видимо, проследил эту родственную параллель и стал меня пробовать».
Однако эта роль так и не состоялась. Причиной стал худсовет Госкино, где Хуциеву заявили: «Марлен Мартынович, вы с ума сошли! Пушкин - гений русского народа, а тут какой-то подросток, да еще с фамилией Харатьян». В результате принципиальный Хуциев свернул съемки картины.
Работа над ролью Пушкина стала причиной того, что Харатьян упустил возможность распределения в театр – в 1982 году он как раз окончил училище. В результате он стал киноактером. Уже в следующем году на экраны вышел приключенческий фильм «Зеленый фургон», где Харатьян блестяще сыграл роль следователя Володи Патрикеева. Эта работа утвердила его в амплуа романтического героя, одновременно продемонстрировав и комедийный талант актера.
В том же году Харатьян снялся в роли молодого автогонщика Григория Яковлева в спортивной драме «Скорость». А вот в комедии Карена Шахназарова «Мы из джаза» ему сняться не удалось. Дмитрий должен был сыграть главную роль, но и здесь вмешался худсовет – им опять не понравилась фамилия. В результате утвержден был утвержден Игорь Скляр. «Очень жаль этот фильм, потому что на пробах у Карена я был в ударе, играл свободно и легко, и с артистами, и с режиссером работал душа в душу», - говорит Дмитрий Харатьян.
Армия
В 1984 году, когда Дмитрию исполнилось 24 года, его призвали в армию. К тому времени он был уже достаточно известным актером. Он мог бы попробовать и «закосить», но, как признается сам, не позволила совесть. Правда, он попытался облегчить условия службы, устроившись в какой-нибудь военный ансамбль. Однако из этой затеи у него ничего не вышло.
В призывной комиссии уже было собирались направить его в ракетные войска, но тут один лейтенант опознал в нем популярного актера. Он то и поспособствовал распределению Дмитрия в Москву, в пожарную часть № 5103. Но это нисколько не облегчило ему службу…
Уже с первых дней ему пришлось столкнуться с неуставными отношениями. Причем известность в этом ему ни сколько не помогла. Скорее наоборот, некоторым военнослужащим особенно нравилось подчеркнуть свое превосходство над знаменитым сослуживцем. Так что пришлось ему на себе испытать и унижения, и драки, и губу…
И все-таки… «Не жалею, что отслужил, - признается Харатьян. - Армия очень дисциплинирует, так как ты рассчитываешь только на собственные силы. <…> Вообще, армия - это отдельная тема в жизни, очень серьезное испытание. Но для меня - нужное и полезное».
Гардемарины
В «Гардемаринов» Дмитрий Харатьян попал не сразу. Первоначально роль Алеши Корсака должен был играть Юрий Мороз. Вместе с другими героями - Сергеем Жигуновым и Владимиром Шевельковым он уже было приступил к съемкам. Но в дальнейшем он сам отказался от роли по причине того, что в то время оканчивал последний курс ВГИКа и был занят дипломной работой.
Режиссеру фильма Светлане Дружининой пришлось срочно искать замену. Харатьяна ей предложил посмотреть ее муж, оператор Анатолий Мукасей. Дмитрия пригласили на съемочную площадку, а так как съемки уже были в самом разгаре, то пробы проводить не стали. Светлана Дружинина просто дала ему ноты и слова и попросила спеть. Как только Харатьян запел: «Весна без листвы, как жизнь без любви…» - она сказала: «Это он».
Фильм «Гардемарины, вперед!» вышел на экраны в 1987 году и сразу же произвел настоящий фурор. Гардемаринов тут же окрестили «русскими мушкетерами», и это не случайно. Захватывающий сюжет, прекрасные песни, красивые, бесстрашные герои – все это в какой то степени перекликалось со знаменитым фильмом о Д’Артаньяне. В свое время кумирами стали Боярский, Смехов, Старыгин и Смирницкий, теперь – Харатьян, Жигунов и Шевельков.
Дмитрий Харатьян вспоминает: «После «Гардемаринов» началось какое-то безумие. Письма приходили пачками, кто-то писал, что собирается от меня родить, кто-то уже родил, кто-то назвал своего сына Димой, кто-то Алешей (в честь моего персонажа). Одна девушка вообще приехала с Украины с чемоданами на мне «жениться»...
Образ «русского мушкетера» Алеши Корсака в костюмно-историческом телесериале на многие годы стала «визитной карточкой» Харатьяна. После выхода фильма актер четыре года подряд удерживал звание самого популярного артиста страны по версии журнала «Советский экран».
1988-1995 годы
После «Гардемаринов» Дмитрий Харатьян стал настоящей кинозвездой. Теперь уже зрители ждали каждой его новой работы. И они поспешили последовать – удачные и не очень...
Среди комедий конца 80-х – начала 90-х следует отметить картину Леонида Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Фильм имел неплохой успех у зрителей, хотя и был значительно слабее предыдущих работ этого прославленного режиссера. Главную роль частного детектива Димы Пузырева должен был сыграть Александр Кузнецов, известный по фильму «Джек Восьмеркин – американец». Но по объективным причинам он вынужден был отказаться от съемок. Тогда и пригласили Дмитрия Харатьяна.
Актер в очередной раз продемонстрировал несомненное комедийное дарование, и следующую свою картину, «На Дерибасовской хорошая погода...» (1992), Гайдай ставил специально для него. Однако следует признать, эта комедия была еще слабее предыдущей.
Первая половина 90-х вообще выдалась для Дмитрия Харатьяна очень насыщенной в плане работы в кино. Комедийный талант Харатьяна использовал и режиссер Анатолий Эйрамджан, пригласивший его сыграть несколько гротескных ролей в фильме «Новый Одеон» (1992), а два годя спустя – одну из ролей в фильме «Жених из Майами».
Широкий резонанс, причем именно из-за Харатьяна, вызвала картина Андрея Разумовского «Мордашка» (1990). В этом фильме Дмитрий неожиданно для всех сыграл хамоватого альфонса Гену, чем поверг многих своих поклонников в шок. Некоторые и вовсе выражали открытое возмущение этой ролью.
В 1991 году на экраны вышел второй фильм о гардемаринах – «Виват, гардемарины!». Здесь вновь снялись Дмитрий Харатьян и Сергей Жигунов, а Владимира Шевелькова заменили на Михаила Мамаева. Фильм получился неплохим, но до уровня первых «Гардемаринов» не дотягивал. Одной из причин стало то, что в главные герои были выведена молодая Екатерина (Кристина Орбакайте). Гардемаринам же отводилась роль фона. Они ездили на лошадях, сражались… Лишь герой Михаила Мамаева в какой-то степени создавал некоторую интригу, будучи влюбленным в будущую императрицу. Год спустя, вышли «Гардемарины-III», где на первые роли выдвинулся уже Александр Домогаров...
Несомненной удачей актера следует считать его роль в картине Юрия Мороза (того самого, которого Харатьян заменил в первых «Гардамаринах») «Черный квадрат». В этом политическом детективе Дмитрию довелось сниматься с выдающимся актером Виталием Соломиным. В фильме их герои расследовали убийство, в котором оказывались замешаны высшие руководители государства.
Яркую, хотя и небольшую роль летчика Дмитрий Харатьян сыграл в картине «Сердца трех-2», в которой снялись и его давние друзья Сергей Жигунов и Владимир Шевельков. Еще одна большая удача актера работа в фильме «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» режиссера Юнгвальд-Хилькевича. Здесь Харатьян сыграл две прямо противоположные роли – короля Франции Людовика ХIV и его брата-близнеца.
А вот фильм «Тараканьи бега» (1993) Харатьян считает одним из самых неудачных в своей карьере. Равно как и «Таинственный узник», в котором актер снялся еще в 1986 году. И все же на вопрос – если бы открутить время назад, отказался бы он от этих фильмов – он отвечает: «Нет, не отказался бы. Это было в моей жизни, и продолжает быть. Это мой путь, мой опыт, и положительный и отрицательный. Все, что приходит с этим опытом в мою жизнь, - позитивно».
Вторая половина 90-х
В середине 90-х наконец-то произошли изменения в личной жизни актера. С молодой актрисой Мариной Майко Дмитрий познакомился еще в 1990 году на съемках фильма «Операция Кооперация». (Марина в то время снималась в фильме «Закат»). Между ними вспыхнула любовь, но официально свои отношения они оформили лишь в 1996 году. Спустя два года у супругов родился сын Иван.
А вот в творческой жизни актера возникли некоторые затруднения. Отечественный кинематограф был в упадке. Ища выход из сложившейся ситуации, Дмитрий Харатьян в 1995 году вместе с друзьями актрисой Мариной Левтовой и ее мужем режиссером Юрием Морозом, открыл клуб «Кино», в котором стал арт-директором.
В том же году Сергей Жигунов приступил к съемкам первого масштабного костюмного сериала в России. Для экранизации был выбран знаменитый роман Александра Дюма «Королева Марго». На роль Ла Моля он пригласил своего давнего друга Дмитрия Харатьяна, а сам сыграл его товарища Коконнаса.
После окончания съемок, когда шло озвучание фильма, между Сергеем Жигуновым и Дмитрием Харатьяном произошел инцидент, повлекший за собой разрыв их дружеских отношений. Оба они не любят ворошить прошлое, не будем и мы. Но к большому сожалению их поклонников отношения так не были восстановлены…
Вторая половина 90-х ознаменовалась приходом Дмитрия Харатьяна в театр (напомним, что после окончания театрального училища театральной деятельностью актер не занимался). В 1997 он дебютировал на сцене в роли мечтателя и романтика Джорджа в спектакле «О мышах и людях» по повести Джона Стейнбека (режиссер М.Горевой), поставленном театральным товариществом «Московская антреприза».
В новом амплуа
С конца 90-х годов в России стало сниматься много различных сериалов. Вновь оказался востребован и Дмитрий Харатьян. Вместе со своей женой Мариной Майко он был приглашен Светланой Дружининой в историческую киноэпопею «Тайны дворцовых переворотов». Здесь Дмитрий блестяще исполнил роль Долгорукого - наставника юного Петра II, Марина же сыграла дочь Меньшикова. В этой картине было задействовано целое созвездие великолепных актеров: Сергей Шакуров, Алексей Жарков, Наталья Егорова, Николай Караченцов, Наталья Гундарева, Елена Корикова, Георгий Мартынюк, Владимир Ильин, Марина Яковлева, Наталья Фатеева, Александр Лазарев, Александр Белявский и многие другие. Актеры высшего класса! Неслучайно, сериал вышедший в 2000 году имел большой зрительский успех.
В том же 2000 году Харатьян сыграл в детективных сериалах «Маросейка 12» и «Каменская» (серии «Смерть и немного любви» и «Убийца поневоле»).
Кстати, именно с «Дворцовых переворотов» начало меняться амплуа Дмитрия Харатьяна. Теперь его все чаще стали приглашать на роли так называемых «обаятельных мерзавцев». Тогда он признавался: «Я понимаю, что иду на большой риск, потому что зрителям это может не понравиться. Ведь они полюбили меня в образе положительного героя. Но измениться я все-таки решился и теперь, начиная с «Тайн дворцовых переворотов» Светланы Дружининой, играю исключительно обаятельных мерзавцев, мерзопакостных гаденышей и отпетых негодяев». Время показало, что и в этом амплуа Дмитрий по-прежнему любим зрителями.
Продюсерская деятельность
С 2002 года Дмитрий Харатьян стал пробовать себя на поприще продюсера. Первым его опытом стала мелодрама «Атлантида» (режиссер Александр Павловский), в которой Харатьян также сыграл одну из главных ролей. Картина получила специальный приз на фестивале «Кинотавр». Дмитрий Харатьян признается: «Фильм «Атлантида» - знаковый не только в моей биографии, но, думаю, он важен и для огромного количества людей, живущих в нашей стране. Все, что с ним связано, для меня очень дорого».
Спустя два года Харатьян выступил в качестве продюсера фильма Сергея Урсуляка «Долгое прощание» по Трифонову, а чуть позже - фильма «День победы среди войны», рассказывающего о судьбе музыкантов в блокадном Ленинграде.
«Супертеща для неудачника»
Самой яркой актерской работой Дмитрия Харатьяна за последние годы стала комедия «Супертеща для неудачника». Фильм получился потрясающе смешным и интересным, и главная заслуга в этом Дмитрия Харатьяна и Михаила Ефремова – исполнителей главных ролей.
По сценарию бандит Леня (Харатьян) должен найти потерянный шифр от сейфа, где заперты бриллианты, иначе его убьют. Но шифр случайно оказывается у спортивного комментатора Сергея (Ефремова), за которым и начинается охота… В результате в женское платье переодевается сначала герой Ефремова, а затем и герой Харатьяна, что еще более усугубляет комедийный эффект.
«Переодетые женщины - сюжет бродячий, - делится режиссер, - но каждый раз его можно по-разному пересказывать. В этом фильме я решила показать классические отношения зятя и тещи. Я заставила мужчину - Ефремова - переодеться в тещу. На пробах пересмотрела многих мужчин, каждого переодевала в даму. Из Ефремова и Харатьяна получились отличные тетеньки. Ефремов - вариант Раневской, а Харатьян - лирическая тургеневская барышня, беременная, как водится».