Рождённые в ноябре

Ксения Георгиади
Михаил Пляцковский

Рина Зелёная
Людмила Гурченко
Иван Ершов
Радио Победы Музыка Победы Исполнители Российские Зелёная Рина Васильевна

Зелёная Рина Васильевна

Рина ЗеленаяЛюбимая артистка нескольких поколений россиян. Немногие знают, что Екатерина Васильевна Зелёная была соавтором Агнии Барто в написании сценария к фильму «Подкидыш» (вышел на экраны в 1939 году). И принимала участие в написании сценария к фильму «Весна» (1947г.). Родилась 7 ноября (25 октября) 1901 года в Ташкенте. Училась в реальном училище, а после того, как её отца — Василия Ивановича Зелёного перевели по службе из Ташкента в Москву, стала учиться в гимназии фон Дервис. Актрисой стала совершенно случайно: шла по Москве и увидела объявление: «Набор в театральную школу». Из 80 желающих приняли в училище только 22 человека, в том числе и еёНачинала она на эстраде в качестве профессиональной певицы.

В 20-е годы полностью посвятила себя театральной карьере. Работала в театрах (с 1921 года) «Балаганчик» (Петроград), «Крот» (Одесса), «Нерыдай» (Москва). Зеленая пела там песенки на тексты Веры Инбер и Николая Эрдмана. Музыку к ним писали Матвей Блантер, Юрий Милютин. Придумал и создал «Нерыдай» комик петроградской оперетты А. Кошевский, быстро сообразивший, что нужно зрителю. Его «правой рукой» был Георгий Тусузов, он вел конферанс вместе с Марком Местечкиным.

Екатерина ЗеленаяЗал был тесный, в русском стиле. Большая директорская ложа в виде русской печи, отгороженные перегородками ложи завсегдатаев. Свободных мест не было, хотя цены были высокие. Между столиками бегали половые в рубахах и штанах. Один большой стол, с лавками вместо стульев, выделялся особо. За ним сидели артисты, писатели, художники. И меню было для них особое — недорогое, но тоже вкусное. Сюда забегали актеры из всех московских театров, пересказывали театральные сплетни, читали стихи.

Работали здесь и Игорь Ильинский, и Михаил Гаркави. Кошевский сопротивлялся, но против этих замечательных актеров не устоял, и программа стала иной: не для ресторанных посетителей, а для тех, кто пришел ради артистов. Часто приходили ужинать Асеев, Крученых, Мариенгоф, Ардов, из Петрограда приезжали Козинцев, Трауберг, Кулешов. Представления начинались в полночь, когда освобождались после спектаклей артисты, и заканчивались часа в четыре утра.Сокращение имени появилось из-за маленькой афиши, куда просто не поместилась «Екатерина Зелёная».

В 1924 году становится актрисой Московского театра сатиры. В 1928 году перешла в труппу Театра обозрений при Доме печати. В 1930-е годы выступала на эстраде с рассказами о детях, работала на радио. В её репертуаре стихи Владимира Маяковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова.

Устрой всемирные смотрины

И созови весь женский пол,

Но я уверен: лучше Рины

Ты никого бы не нашел.

С. Маршак. 1944 г.

Этот альбомчик в кожаном футляре с инкрустацией из слоновой кости, с золотым обрезом был подарен ей на именины в 36-м году. Первая же запись — естественно, в стихах — была посвящена ее проигрышу в теннис. В те годы спорт в артистическом мире не был так популярен, как сейчас. И когда Рина Зеленая появлялась в театре с коньками или ракеткой, ее коллеги были очень удивлены. А она всю жизнь была очень спортивной: теннис, коньки, бильярд, гребля…

А вот еще один пример из альбома:

…И академик, и герой,

И мореплаватель, и летчик,

И музыкант, и переводчик —

Поклонников твоих здесь рой…

Какая смесь одежд и лиц,

Племен, наречий, состояний!

Из хат, из келий, из темниц

Сошлися все здесь для признанья:

Пора стать Риночке Зеленой

Народной, а не заслуженной.

Многие тексты для выступлений писали для нее Агния Барто, Сергей Михалков, Самуил Маршак. Многие тексты себе она сочиняла сама. Совместно с А. Барто написала сценарий знаменитого фильма «Подкидыш» и целый сборник пьес для школьной самодеятельности. «Подкидыш» был первой их попыткой писать для кино, поэтому они: а) ничего не боялись, б) не знали, что сначала нужно заключить договор. Но сценарий был принят и даже без единой поправки (случай исключительный!). На съемках «Подкидыша» Рина Зеленая познакомилась с Раневской. Некоторые сцены фильма снимались прямо на улице Горького, и толпа постоянно окружала съемочную группу. Через много лет Фаина Георгиевна вспоминала об этом: «У меня лично было такое впечатление, что я моюсь в бане и туда пришла экскурсия сотрудников из Института гигиены труда и профзаболеваний». Слова «Муля, не нервируй меня», придуманные Риной Зеленой, стали мучением Раневской на всю жизнь: где бы она ни появилась, мальчишки кричали ей «Мулю», и даже Брежнев, вручая орден, сказал ей: «Муля, не нервируй меня».

С того фильма Зеленая с Раневской подружились. Работали в соседних театрах, а один сезон даже в одном — в Сатире. В вопросах житейских Рина Васильевна пыталась взять шефство, поскольку Фаина Георгиевна была еще хуже. Могла год проходить в одном пиджаке, причем мужском, в клетку. Впрочем, обе были хороши и нуждались в заботе и опеке.

Dim lights Embed Embed this video on your site

Слово «муж» для нее было связано только с одним человеком: архитектором Константином Топуридзе, автором фонтана «Дружба народов» на ВДНХ и других замечательных проектов. Он был широчайше образованным человеком, всегда был увлечен какими-то идеями, занят работой. Она тоже много выступала, гастролировала, так что пересекались они не так уж много. Характер у мужа был нелегкий, и она нередко на него обижалась. Тогда он подходил к ней со словами: «Ладно, я тебя прощаю», — и в семье снова царил мир. Она называла мужа «мой ангел». Домработница так и говорила ей: «Твой ангел звонил. У него поздно будет заседание. Чтобы ты никуда не уходила».

Рина Зеленая в роли миссис Хатсон Иногда, чтобы повидать мужа, она приходила к нему в архитектурную мастерскую. Когда его не стало, она записала в дневнике: «Всю свою сознательную жизнь я прожила с человеком глубоко ученым, не говоря о таланте. Мне никогда не нужен был ни один словарь. А теперь, чтобы разъяснить что-то для себя, я должна спросить восемь человек».

Дневник она вела всегда. Записывала события собственной жизни, заседания в сатирическом клубе «Чудак», на которые ее приглашали, путешествия, гастрольные поездки на юг и на Крайний Север, целину, фронт… Потом она издала свои дневники под названием «Разрозненные страницы». Читать их очень интересно. Литературный дар у нее, несомненно, был. Но главное — был радостный, живой взгляд на происходящее. Она не уставала делать открытия, изумляться, притягивать людей.

Во время Великой Отечественной войны участвовала во фронтовых артистических бригадах, за что была награждена орденом Красной Звезды.

После войны снималась в кино (всего 53 роли), озвучивала мультфильмы (27), выступала с чтением стихов и рассказов, большей частью для детей.

Из работ позднего периода особый интерес представляет образ тетушки Ганимед в экранизации романа-сказки Три толстяка (1966). Актриса точно передала интонацию и тональность литературного первоисточника, создала полноценный и вовсе не условный характер, отчего ее небольшая по объему роль выходит на первый план, выигрывает в сравнении с многословными и малоубедительными главными героями. Мудрая черепаха Тортила, много видевшая и узнавшая на своем долгом веку, вПриключениях Буратино (1975, реж. Л.Нечаев), экранизации, сделанной по сказке А.Н.Толстого, – образ неявно автобиографический. Большой удачей стал образ, созданный актрисой в серии фильмов о приключениях Шерлока Холмса режиссера И.Масленникова. Ее миссис Хадсон – воплощение здравого смысла, которого не хватает ни Шерлоку Холмсу, отказавшемуся от него в пользу логики, ни доктору Ватсону, обуреваемому порывами благородных чувств.

Большое место в творчестве актрисы занимало озвучивание мультфильмов и работа на студии грамзаписи.

Екатерина Васильевна - Заслуженная (1944) и Народная артистка РСФСР (1970).

1 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о присвоении Рине Зелёной звания Народной артистки СССР, но несколько часов спустя, 2 апреля, Рина Васильевна скончалась. Ходу этим документам не дали.

Dim lights Embed Embed this video on your site

Похоронена в Москве, на Введенском кладбище рядом с мужем — академиком архитектуры Константином Тихоновичем Топуридзе.

Dim lights Embed Embed this video on your site

 
Поделиться:

 

Евгений Макаренко

Тюменская филармония

 Школа танца Гранд

 Мой портал


Вы можете выбрать другой город
Рождённые в ноябре
Праздники