Рождённые в июне

Михаил Александрович Матвеев
Барбара (Моник Серф)
Игорь Сластенко
Валерия Барсова
Владлен Бахнов
Галина Калинина
Радио Победы Исторические личности Исторические личности Софроницкий Владимир Владимирович

Софроницкий Владимир Владимирович

Владимир Владимирович Софроницкий родился 8 мая 1901 года в Петербурге. Пианист, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Профессор.

Отец Софроницкого — В.Н. Софроницкий (1869–1942) — был инспектором Смольного института благородных девиц, преподавал там физику и математику. Мать — урождённая В. А. Боровиковская (1875–1935) — правнучатая племянница русского живописца В. Л. Боровиковского, внучка поэта Л. И. Боровиковского и дочь юриста и поэта А. Л. Боровиковского. В 1903 году семья переехала в Варшаву, где с 1908 года Софроницкий занимался игрой на фортепиано у А. В. Лебедевой–Гецевич (матери пианиста В. И. Буюкли, окончившего Московскую консерваторию у Н. Г. Рубинштейна). Впервые выступил публично в 1910 году на вечере её учеников и сразу был отмечен музыкальной критикой. В том же году по совету А. К. Глазунова начал учиться у прославленного польского пианиста А. К. Михаловского (ученика И. Мошелеса). В 1913 году семья вернулась в Петербург, но в течение года Софроницкого ежемесячно возили в Варшаву для продолжения занятий (прервала эти поездки Первая мировая война). Следующие 2 года Софроницкий развивался преимущественно самостоятельно, находясь лишь под общим наблюдением матери, в 1915 году — пианиста Л. А. Щедрина. В 1916 году поступил в Петроградскую консерваторию в класс Л. В. Николаева. Игра Софроницкого ещё в консерваторские годы вызывала одобрительные отзывы В. И. Сафонова, Н. К. Метнера, Ф. М. Блуменфельда, А. К. Глазунова. В 1919 году дал свой первый сольный концерт, в 1921— блестяще окончил консерваторию.

В 1928 году почти на два года уехал за границу: в Варшаве дал концерт и встретился со своим учителем Михаловским, затем переехал в Париж, посещал концерты С. В. Рахманинова, Ф. И. Шаляпина, И. Я. Падеревского, В. Гизекинга и др. Как пианист испытал большое влияние Метнера, позднее, уже в России (1936) — А. Корто (Корто и Нейгауз по своему художественному кредо были наиболее близки Софроницкому). В начале 1930 года вернулся в Ленинград, с 1936 — начал преподавать в Ленинградской консерватории. За исполнение в Малом зале консерватории цикла из 12 концертов, представлявших антологию фортепианного искусства от Д. Букстехуде до композиторов XX века (сезон 1937/38), решением Художественного совета консерватории был удостоен почётной степени «доктора музыки». В 1930-е годы стал склоняться ко всё большей монументальности игры, когда «краски как бы уступают место линии, живопись и скульптура — графике, эмоциональная непосредственность становится подвластной организующей воле, формообразующее начало выступает ярче...» (Нейгауз Г. Владимир Софроницкий. К концерту из произведений Шопена // Советское искусство. 1937. 23 июня).

Осень 1941 и зиму 1942 года провёл в блокадном Ленинграде, продолжая исполнительскую деятельность. О выступлении 12 декабря 1941 года в Театре им. А. С. Пушкина впоследствии сам Софроницкий писал: «...B зале было три градуса мороза. Слушатели, защитники города, сидели в шубах. Я играл в перчатках с вырезанными кончиками пальцев. Но как меня слушали и как мне игралось! <...> Когда мне стало ясно, для чего надо играть, я почувствовал, как и что надо играть...» (Софроницкий В. Роль художника //Литература и искусство. 1942. 7 ноября). В этот период в искусстве пианиста усиливается героическое начало и, вместе с тем, заостряются экспрессивные элементы.

8 апреля 1942 года Софроницкого удалось переправить в Москву. Уже с осени он начал преподавать в Московской консерватории. По воспоминаниям, он «любил своих учеников, искренне переживал за них, старался всячески им помочь... Со своими учениками он обращался как с младшими коллегами: показывал, советовал, раскрывал музыкальные секреты. Поэтому, вопреки всяческим страхам перед ним — волшебником фортепиано ... играть для него было всегда легко, просто и приятно... И только по дороге из его дома мелькала весьма "странная" мысль: "коллега" этот — не кто иной, как один из самых больших пианистов нашего времени!» (Никонович И. В. Воспоминания о В. В. Софроницком. С. 243). Среди учеников — А. Геронимус, О. Жукова, Е. Лифшиц (по аспирантуре), П. Лобанов, Н. Фейгина (Калиненко).

Преодолевая последствия тяжелого физического истощения, продолжал подвижнически трудиться. Давал по 15–20 концертов в сезон (БЗК, МЗК, ГКЗ им. П.И Чайковского, ЦДРИ, ЦДЛ, Политехнический музей, зал Дома ученых, Музей А. Н. Скрябина и др.), часто выступал в прямой трансляции по радио. В 1945 году с группой артистов выезжал в Потсдам, где играл для участников мирной конференции. С 1946 года регулярно выступал с концертами в Ленинграде. В том же году начал делать фондовые записи на радио (с 1937 они осуществлялись только на долгоиграющих грампластинках). В репертуаре преобладала русская музыка — сочинения M. A. Балакирева, А. П. Бородина, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, С. В. Рахманинова и, особенно, А. Н. Скрябина. В конце 1940–50-х годов исполнял преимуществнно сочинения тех композиторов, которых почитал своими кумирами. Давал клавирабенды, целиком посвящённые Бетховену, Шуману, Листу, Скрябину. В 1949 году исполнил цикл из 5 концертов в БЗК к 100-летию со дня смерти Шопена. В 1953 году отметил своим концертом в ГКЗ 125 лет со дня смерти Шуберта («Музыка всея земли пошла», — говорил он близким, играя дома 2-ю часть Сонаты В dur).

Умер 29 августа 1961 года в Москве.

 
Поделиться:

 

Тюменская филармония

 Мой портал


Вы можете выбрать другой город
Рождённые в июне
1.6 —  Пэт Бун
26.6 —  Гару
Праздники