Грибоедов Александр Сергеевич
Родился 4(15) января 1795 г. Принадлежал к дворянскому роду. Получил прекрасное образование. Многосторонняя одаренность Грибоедова обнаружилась очень рано, помимо литературного, у него был также проявлен и яркий композиторский талант (известны два вальса для фортепиано). Обучался в Московском университетском благородном пансионе, затем поступил в Московский университет. Окончив словесное отделение, Грибоедов продолжал заниматься на этикополитическом отделении.
Один из самых образованных людей своего времени, Грибоедов владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки.
С началом Отечественной войны 1812 г. Грибоедов прекращает ученые занятия и поступает корнетом в Московский гусарский полк. Военная служба (в составе резервных частей) свела его с Д. Н. Бегичевым и его братом С. Н. Бегичевым, ставшим близким другом Грибоедова. Выйдя в отставку (начало 1816 г.), Грибоедов поселяется в Петербурге, определяется на службу в Коллегию иностранных дел.
Ведет светский образ жизни, вращается в театрально-литературных кругах Петербурга (сближается с кружком А. А. Шаховского), сам пишет и переводит для театра (комедии «Молодые супруги» (1815 г), «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817 г.) совместно с Шаховским и Н. И. Хмельницким, и др.).
Следствием «пылких страстней и могучих обстоятельств» (А.С. Пушкин) явились резкие перемены в его судьбе — в 1818 г. Грибоедов назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персию (не последнюю роль в этой своего рода ссылке сыграло его участие в качестве секунданта в дуэли А. П. Завадского с В. В. Шереметевым, закончившейся гибелью последнего) После трех лет службы в Тавризе Грибоедов перевелся в Тифлис к главноуправляющему Грузией А.П. Ермолову (февраль 1822 г.).
Там были написаны первый и второй акты «Горя от ума», их первым слушателем стал тифлисский сослуживец автора В.К. Кюхельбекер. Весной 1823 г Грибоедов отправляется в отпуск В Москве, а также в имении С.Н. Бегичева под Тулой, где он проводит лето, создаются третий и четвертый акты «Горя от ума».
К осени 1824 г комедия завершена. Грибоедов едет в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Однако вскоре убеждается, что комедии «нет пропуску». Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 г. Ф. В. Булгариным в альманахе «Русская Талия» (первая полная публикация в России —1862 г, первая постановка на профессиональной сцене —1831 г). Тем не менее, грибоедовское творение сразу стало событием русской культуры, распространившись среди читающей публики в рукописных списках, число которых приближалось к книжным тиражам того времени (распространению списков содействовали декабристы, рассматривавшие комедию как рупор своих идей; уже в январе 1825 г.
И. И. Пущин привез А.С Пушкину в Михайловское список «Горя от ума») Успех грибоедовской комедии, занявшей прочное место в ряду русской классики, во многом определяется гармоничным соединением в ней острозлободневного и вневременного.
Сквозь блистательно нарисованную картину русского общества преддекабристской поры (будоражащиеумы споры о крепостничестве, политических свободах, проблемы национального самоопределения культуры, образования и пр., мастерски очерченные колоритные фигуры того времени, узнаваемые современниками и т. д.) угадываются «вечные» темы: конфликт поколений, драма любовного треугольника, антагонизм личности и социума и др.
Одновременно «Горе от ума» — пример художественного синтеза традиционного и новаторского: отдавая дань канонам эстетики классицизма (единство времени, места, действия, условные амплуа, имена-маски и пр.), Грибоедов «оживляет» схему взятыми из жизни конфликтами и характерами, свободно вводит в комедию лирическую, сатирическую и публицистическую линии.
Точность и афористическая меткость языка, удачное использование вольного (разностопного) ямба, передающего стихию разговорной речи, позволили тексту комедии сохранить остроту и выразительность; как и предсказывал Пушкин; многие строки «Горя от ума» стали пословицами и поговорками («Свежо предание, а верится с трудом», «Счастливые часов не наблюдают» и т. д.). Осенью 1825 г Грибоедов возвращается на Кавказ, однако уже в феврале 1826 г вновь оказывается в Петербурге —в качестве подозреваемого по делу декабристов (оснований для ареста было немало: на допросах четыре декабриста, в том числе С.П. Трубецкой и Е.П. Оболенский, назвали Грибоедова среди членов тайного общества; в бумагах многих арестованных находили списки «Горя от ума» и пр.).
Предупрежденный Ермоловым о предстоящем аресте, Грибоедов успел уничтожить часть своего архива. На следствии он категорически отрицает свою причастность к заговору. В начале июня Грибоедова освобождают из-под ареста с «очистительным аттестатом». По возвращении на Кавказ (осень 1826 г) Грибоедов принимает участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны. Достигает значительных успехов на дипломатическом поприще (по словам Н.Н. Муравьева-Карского, Грибоедов «заменял.. единым своим лицом двадцатитысячную армию»), готовит, в том числе, выгодный для России Туркманчайский мир.
Привезя в Петербург документы мирного договора (март 1828 г.), получает награды и новое назначение — полномочным министром (послом) в Персию. Вместо литературных занятий, которым он мечтал посвятить себя (в его бумагах планы, наброски — стихи, трагедии «Родамист и Зенобия», «Грузинская ночь», драма «1812 год»), Грибоедов вынужден принять высокую должность. Последний отъезд его из столицы (июнь 1828 г) был окрашен мрачными предчувствиями.
По пути в Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе. Вынашивает планы экономических преобразований Закавказья. В августе женится на 16-летней дочери Л. Чавчавадзе — Нине, вместе с ней отправляется в Персию. В числе других дел российский министр занимается отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного перса, явилось поводом для расправы с талантливым дипломатом. 30 января 1829 г толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. Русский посланник был убит. Грибоедова похоронили в Тифлисе на горе Святого Давида. На могильной плите высечены слова Нины Грибоедовой-Чавчавадзе: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».