Яковлев Юрий Яковлевич
Родился в Ленинграде 26 июня 1922 года. Писатель-фронтовик, в войну был наводчиком зенитной батареи, корреспондентом фронтовых газет. Печататься начал в 1947-м. Автор сценария всем известных мультфильмов "Умка", "Приключения огуречика", а также ряда кинофильмов для детей. Общение с людьми сделало будущего писателя зорким, чутким к малейшим движениям человеческого сердца, сострадательным и мудрым. Весь его опыт лег в основу книг, первая из которых – «Станция Мальчики» – была написана в 1960. С тех пор за 30 с лишним лет вышло несколько десятков повестей и рассказов, каждый из которых способен разбить броню даже самого закостеневшего в сытом покое сердца. Потому что в своих книгах Юрий Яковлев возвращает нам себя такими, какими мы были в детстве – честными, справедливыми, верящими в людей.
Герои рассказов Юрия Яковлева не вписываются в рамки обывательского здравого смысла. Вопреки насмешкам и попыткам загнать их в русло мелких ценностей они живут, как привыкли жить – по мечте.
Вот Малявкин («Собирающий облака»), про которого автор сочувственно говорит, что рядом с его «неудачной фамилией поставили большой жирный крест». К нему даже родной отец относится с какой-то усталой безнадежностью. Малявка – тихий двоечник, у него даже хобби никакого нет. Вернее, есть одно, о котором не знает никто (узнают – засмеют!): он собирает … облака! Невзрачный мальчишка с богатой душой и твердым чувством справедливости. Но как же тяжело приходится ему среди равнодушных и приземленных людей…
Так же одинок и главный герой рассказа «Рыцарь Вася». Какую неловкость и сочувствие вызывает его нескладный вид: «Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость… Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него все валилось из рук, все не ладилось. Одним словом, тюфяк». «Почему природа перепутала и вложила гордое сердце Дон-Кихота в толстую, неуклюжую оболочку Санчо Пансы?» Как многие неловкие и смешные люди, этот паренек в мечтах представляет себя совсем иным: бесстрашным и ловким рыцарем, спешащим на помощь тем, кто в беде. И когда приходит настоящая беда, Вася Рыбаков, рискуя собой, спасает тонущего малыша. Смешные и нелепые, на взгляд окружающих, герои Яковлева оказываются в тысячу раз душевно богаче, добрее и благороднее хихикающих над ними обывателей.
В каждом своем произведении Юрий Яковлев настойчиво и горячо повторяет: учитесь понимать людей, учитесь видеть за неброской внешностью и странными на первый взгляд поступками – благородное, честное сердце. «Теперь мы вспоминаем, что Нинка из седьмой квартиры была на редкость некрасивой… Но мы этого не замечали. Мы пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым – дрянной» («Игра в красавицу»).
Юрий Яковлев – писатель уникальный. Даже произведения заказного характера – а кто из писателей в те годы избежал идеологического давления! – получались у него такими же искренними, встряхивающими совесть. Вот его известная в 1990-е годы «Мистерия. Страсти по четырем девочкам». Это повести, посвященные, как сказано в Википедии, «персонажам официального советского культа "борьбы за мир”». Но «соцзаказ» у Юрия Яковлева не стал от этого менее талантливым. Каждая повесть читается на одном дыхании. И вообще, сегодня, когда уже несколько поколений растет в полном неведении истории, неплохо было бы напомнить подросткам о героинях этих книг.
А еще Юрий Яковлев – один из немногих юношеских писателей, который не боялся говорить с читателем о том, что жизнь не всегда бывает справедлива к хорошим людям. Не всегда истинные герои в произведениях Яковлева получают заслуженную награду. Горькое и печальное чувство, да что там – кулаки сжимаются в бессильном порыве восстановить справедливость. Но герой не чувствует себя обделенным. Боль от несправедливости утихает, спокойная совесть и ощущение, что ты, преодолев горечь и обиду, встал на более высокую ступеньку, становятся наградой. А это не так уж мало.
Когда-то Юрий Яковлев начинал как поэт средней руки. Трудно поверить в это, когда слушаешь: «Спят твои соседи – белые медведи, спи скорей и ты, малыш…» Да-да, знаменитая «Колыбельная медведицы» из мультфильма про медвежонка Умку написана Юрием Яковлевым. Как и сценарий этого прелестного мультфильма, который в нашей стране любим очень многими…
По его сценариям вообще снято много фильмов, популярных в 1970–1990-е годы. «Был настоящим трубачом» – о юном артисте Коте Мгеброве-Чекан, убитом в лихие революционные годы и похороненном на Марсовом поле в Ленинграде. «Зимородок» – о неизвестном герое Великой Отечественной, ценой своей жизни спасшем безвинных людей, и о том, как ребята ищут этого героя, чтобы вернуть ему имя… И много еще хороших, но, увы, редко демонстрируемых сегодня фильмов.
«Есть жизни, – писал Юрий Яковлев, – похожие на коптилки: они долго теплятся, дают мало света и наполняют округу дымом и копотью. Но есть жизни – звезды, которые вспыхивают ненадолго, но своим горением делают мир удивительным». Такой была и жизнь самого Юрия Яковлева, чьи книги – как те огни из рассказа «Последний фейерверк», вслед за которыми летят и летят сердца читателей. И становятся сильнее, добрее и справедливее.