Рождённые в марте

Татьяна Окуневская
Альберт Чупров
Алла Соленкова
Зара Долуханова
Вениамин Нечаев

Радио Победы Литература Победы Проза Вампилов Александр Валентинович

Вампилов Александр Валентинович

Александр Валентинович Вампилов (19 августа 1937, город Черемхово, по другим данным село Кутулик Аларского района Иркутской области – 17 августа 1972, озеро Байкал, близ посёлка Лиственичное) — выдающийся русский драматург и прозаик. Лауреат премии им. Иосифа Уткина.
Родился в учительской семье. Отец, сельский учитель, в 1937 был безвинно репрессирован и погиб, мать продолжала работать, воспитывая троих детей. Родители будущего писателя проживали в райцентре Кутулик Аларского района Иркутской области. Хотя часто местом рождения А.В. Вампилова называется райцентр Кутулик, на самом деле он родился в роддоме соседнего города Черемхово Черемховского района.
Александр Вампилов с детства увлекался музыкой, играл в драмкружке, занимался спортом. После окончания школы (1955) поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Первые рассказы, составившие потом книгу «Стечение обстоятельств» (1961), публиковались на страницах газеты «Советская молодежь» и «Иркутский университет». В 1960 защитил диплом, через год вышла его первая книга, в 1964 – первая одноактная пьеса «Дом окнами в поле».
Уже первая «полнометражная» пьеса Вампилова «Прощание в июне» обратила на себя внимание. Она была еще в рукописи, когда послужила поводом для приема Вампилова в члены Союза писателей СССР, а через год, опубликованная в журнале «Театр» (1966. № 8), начала свое шествие по театральным коллективам страны, была поставлена во многих европейских театрах. Его пьеса «Старший сын», завершенная в 1965, при жизни Вампилова обошла весь мир. Единственный город, куда вход ей был запрещен, – столица нашей родины Москва. Трижды театр им. Ермоловой в разные годы сдавал «Старшего сына» официальной комиссии, и трижды спектакль не принимался (лишь через полгода после гибели Вампилова та же комиссия разрешила «Старшего сына» к постановке).
С 1965 по 1967 Вампилов учился в Москве на Высших литературных курсах Союза писателей СССР. Его талант развивался стремительно, пьесы становились все острее. Вершиной творчества Вампилова стала драма «Утиная охота», долгое время бывшая под цензурным запретом, чудом напечатанная в иркутском альманахе «Ангара» (1970, № 6). Театральные чиновники запрещали ставить «Утиную охоту» в нашей стране. Правление Союза писателей СССР не давало разрешения и на постановку пьесы за рубежом. Факт появления «Утиной охоты» в альманахе «Ангара» стал предметом обсуждения на бюро Иркутского областного комитета КПСС. Несомненно, наиболее камертонная пьеса для Вампилова – «Прошлым летом в Чулимске». Мнения критики расходятся: одни считают, что «Утиная охота» сильнее и раскованней, другие – что «Прошлым летом в Чулимске» более полно и более зрело представляет особенности собственно вампиловского театра: тонкая лирическая драма, где нельзя найти ни одного лишнего, неточно поставленного слова, где за внешней простотой ситуации скрыта глубинная мысль об ответственности каждого за любовь, за свою судьбу, где главной позицией жизни – плодотворной и перспективной – провозглашены любовь, правда и уверенность в том, что люди перестанут ломать палисады – в прямом и в переносном смысле. Пьеса эта еще проходила цензурные рогатки, когда жизнь Вампилова трагически оборвалась: он утонул в Байкале за два дня до своего тридцатипятилетия.
За короткую жизнь Вампилов создал свой неповторимый театр, его творчество оказало огромное влияние на всю сов. драматургию 1970-1980-х. Пьесы Вампилова поставлены практически во всех странах Европы, в театрах Японии, Монголии, США.
В ноябре 1972 Вампилов посмертно награжден премией им. И. Уткина. Его именем названы улица в Иркутске, Театр юного зрителя. На родине, в посёлке Кутулик, создан музей в квартире, где жила семья Вампиловых, и библиотека его имени. Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. На месте его гибели установлен памятный знак.
Первый рассказ А. В. Вампилова — тогда студента третьего курса — «Стечение обстоятельств» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 4 апреля 1958 года в газете «Иркутский университет», а затем в альманахе «Ангара». Этот рассказ дал имя и первой книге Александра Вампилова, которая вышла в свет в 1961 и включала в себя юмористические рассказы и сцены.
В 1962 А. Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 написана одноактная комедия «Дом окнами в поле».
В 1964 написана первая большая пьеса — комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). Попытки автора заинтересовать центральные советские театры ее постановкой закончились безуспешно.
Прорывом Вампилова на советскую театральную сцену стала постановка пьесы «Прощание в июне» в 1966 Клайпедским драматическим театром (главный режиссер – Повилас Гайдис). Осуществил эту постановку молодой белорусский режиссер Вадим Допкюнас. Успех клайпедской постановки открыл двери советских театров для творчества Вампилова: так в 1970 пьеса “Прощание в июне” шла уже в 8 театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах.
В 1965 А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 драматург заканчивает пьесу «Утиная охота».
В начале 1971 года А. Вампилов завершает работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина»). В том же 1971 А. Вампилов пишет одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта комедия, объединенная с пьесой «Двадцать минут с ангелом» образует пьесу «Провинциальные анекдоты».
Только в 1972 отношение центральных театров к творчеству Вампилова начинает постепенно меняться. Его пьесы ставят московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и ленинградский Большой драматический театр.
За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.
Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.
Лирическая комедия «Прощание в июне», в основу которой легли впечатления студенческой юности Вампилова, посвящена судьбе молодого героя, вступившего на путь морального компромисса и его нелегкого преодоления (образ студента Колесова). Тесно связанная с молодежной прозой и драматургией 1960-х, она подвергалась многократным переделкам из-за неудовлетворенности автора своей пьесой и настойчивого желания усовершенствовать ее (по свидетельству жены писателя О. М. Вампиловой и его старшего коллеги по перу А. Симукова, существует 17 вариантов данного произведения). Канонической признана редакция пьесы, вошедшая в вампиловский сб. «Избранное» (М., 1975). В дальнейшем лирико-комедийное начало еще более углубилось в пьесе В. «Старший сын» (1968, первоначальное название «Предместье»). Премьера ее состоялась в Иркутском драматическом театре им. Н. П. Охлопкова (1969, реж. В. Симоновский), через год она появилась на сцене Ленинградского областного театра драмы и комедии (реж. Е. Падве). Парадоксальная основа коллизии пьесы (студент Бусыгин по воле случая выдает себя за старшего сына музыканта Сарафанова) использована драматургом для утверждения духовного родства людей в противовес формальным родственным связям. В свете взаимоотношений мнимых «отца» и «сына» раскрывается гуманистическое содержание пьесы, нравственная сущность характеров ее персонажей. За внешней бравадой и даже цинизмом молодых героев обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. От быта предместья комедия невольно поднимается к общечеловеческим проблемам, истоки которых заложены еще в античной драматургии (Плавт, Аристофан и др.). Недаром ее называют «своеобразной философской притчей» (А. Демидов). Благодаря этим качествам «Старший сын» довольно быстро стал наиболее популярным произведением В. (в 1972 его поставили 44 театра страны). На основе пьесы были созданы телефильм (1976, реж. Виталий Мельников), опера (1983, композитор Геннадий Гладков).
Впоследствии критика обнаружила связь пьес Вампилова с общеевропейским историко-литературным контекстом. «Прощание в июне» своей фабульной стороной напоминает пьесу К. Чапека «Разбойник» (Сушков Б.— С. 46), а «Старший сын», по мнению иркутского писателя М. Сергеева, близок к пьесе испанского драматурга XVII в. А. Морето «Двойник в столице» (Там же. С. 56). Эти аналогии сами по себе любопытны, они свидетельствуют о неизбежной повторяемости некоторых сюжетов и мотивов в истории мировой литературы, не умаляя творческой оригинальности автора «Прощания в июне» и «Старшего сына».
Новые произведения Вампилова отчетливо выявили его тяготение к жанру трагикомедии. В центре «Утиной охоты» (1970; опубл. в альм. «Ангара», № 6) — судьба «непутевого» героя, внутренние борения сложной, противоречивой личности, беспощадное выявление душевного кризиса человека, скрытого за внешне благополучным существованием. Подобный тип героя сделал пьесу предметом дискуссии в лит. и театральной печати. Одни критики привычно «разоблачали» образ Зилова, снижая его до уровня «пьяницы» и «дикаря» (Рудницкий К.— С. 59-66), другие предостерегали от такого упрощения, проводя параллель между вампиловским героем и Федей Протасовым из «Живого трупа» Л. Толстого (Сушков Б.— С. 87-88). Толкователи пьесы в печати и на сцене нередко забывали, что Зилов — «это не только порок, но и страдание» (Гушанская Е.— С. 259). Судьба его соотносится с известной классической формулой: «Суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано»,— с тем, однако, отличием, что речь идет о драме определенной части молодого поколения 1960-х, возникшей на почве несовместимости провозглашенных идеалов и реальной действительности. «Утиная охота» создавалась Вампиловым как пьеса о себе и своем поколении, которое, по признанию самого драматурга, не избежало серьезных нравственных потерь. Показательно, что Вампилов сопоставлял свое произведение с литературой «потерянного поколения» на Западе (Тендитник Н.— С. 46). Исповедальный характер пьесы сказался и на авторском отношении к герою, лишенном однозначности: здесь ощутима и боль за человека, теряющего себя, и неослабная, порой жесткая требовательность к нему. Все это предопределило тернистый путь данной пьесы на сцену (при жизни Вампилова она не была поставлена), а впоследствии, когда она стала достоянием театров,— немалые разночтения в ее сценической интерпретации. Ни одна из ее постановок, осуществленных в 1970-е и первой половине 1980-х (в т. ч. и во МХАТе, 1979, реж. О. Н. Ефремов), при отдельных частных достижениях в актерской игре и режиссуре, не была признана в полной мере удачной, соответствующей уровню и духу вампиловской пьесы. То же можно сказать и о кинофильме «Отпуск в сентябре», созданном на ее основе (1979, реж. Виталий Мельников, выход на экран в 1987). Недаром за ней закрепилась репутация «наиболее трудной» и загадочной пьесы В. (Чеботаревская Т. // Лит. газ. — 1974. — 22 мая. — С. 8).
Нелегкой оказалась и судьба последней драмы Вампилова — «Прошлым летом в Чулимске» (1972). Как и некоторые предшествующие его пьесы, она натолкнулась на предвзятость, непонимание и была изъята из уже набранного номера альманаха «Сибирь». Автору так и не довелось увидеть ее напечатанной. В отличие от «Утиной охоты» с ее темой утраты, саморазрушения личности, в «Чулимске» Вампилов сосредоточил внимание на движении героя к нравственному возрождению. С этим связаны судьбы двух основных персонажей пьесы — талантливого, но преждевременно уставшего, отошедшего от активных дел следователя Шаманова и скромной девушки из районного поселка Валентины. Их жизненные пути, случайно пересекшиеся в глухой тайге, взаимно обусловлены: пробуждение Шаманова от душевной спячки совершается ценой трагедии Валентины. Пьеса наполнена присущей В. тонкой поэтической символикой, играющей важную роль в развитии основной коллизии. Многими своими сторонами (остротой нравственного конфликта, рельефностью человеческих типов, бытийной — не просто бытовой — основой драматического действия и т. д.) она соприкасается с горьковской линией русской драматургии. Не случайно одной из первых ее постановок, соприродных характеру пьесы, явился спектакль Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького (1974, реж. Г. А. Товстоногов). Позднее она послужила основой для фильма под названием «Валентина» (1981, реж. Глеб Панфилов).
Последний год жизни Вампилова был ознаменован премьерой на малой сцене Ленинградского БДТ им. М. Горького его пьесы «Провинциальные анекдоты» (реж. А. Г. Товстоногов), вобравшей в себя две ранее написанные сценические миниатюры — «Историю с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом»; работой над незавершенной комедией «Несравненный Наконечников»; заключением договора с «Ленфильмом» на сценарий «Сосновые родники»: текст заявки на фильм опубл. в «Литературной газете» (1987. — 17 авг. — С. 5). Драматург намеревался снова вернуться к прозе, писать роман. Но его внезапная трагическая смерть помешала осуществлению этих планов.
Привлекательной стороной драматургии Вампилова является утверждение высоких нравственных критериев, по которым сверяется будничная, повседневная жизнь его героев. Лучшие из них, именуемые в критике «праведниками» (Сарафанов, Валентина и др.), сопоставимы с героями русской классической лит-ры XIX в., их оберегает, по словам Валентина Распутина, «какая-то высокая охранительная сила, не дающая даже и помыслить о них дурно...» (Новый мир. — 1987. — № 9. — С. 209). Пьесы Вампилова лишены заданности и декларативности, их отличает оригинальное сочетание реальности и вымысла, «сочного густого быта и поэтической сказочности» (Товстоногов Г. А. Чувство театра // Театр. — 1977. — № 12. — С. 76), умелое использование элементов водевиля и мелодрамы, открытые, вариативные финалы. Лишенный своего театра при жизни, В. обрел его только после своей смерти. Таковым стал Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой, воплотивший на своей сцене на протяжении 1970-х почти весь вампиловский репертуар.

 
Поделиться:
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в марте
Праздники