Рождённые в апреле

Сергей Лейферкус

Юрий Силантьев
Ольга Кравченко

Радио Победы Программы Включите воображение Врубель Михаил

Врубель Михаил

michael-vrubel-middleРодился в 1856 году - в год коронации Александра II Освободителя. Последние его произведения созданы в 1906 году, во время первой русской революции, события которой никак не могли волновать тогда уже безвозвратного затворника дома скорби. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. После его смерти, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма.

Творчество Михаила Александровича Врубеля - одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Его работы полнее раскрывают сущность "рубежа веков" - эпохи, овеянной сознанием кризиса, пронизанной предчувствиями конца света, - чем произведения любого бытописателя. В представлении эпохи символизма Врубель становится олицетворением поэта-пророка, тайновидца, а жизнь его - воплощенным символом, ознаменованием, живым подобием легенды о Фаусте. В XX веке она приобретает особенную актуальность, содержанием ее стал вопрос о возможностях и последствиях сделки художника со злом ("Доктор Фаустус" Томаса Манна).

Фотография М.А.Врубеля выполнена в 1897 году. 

Факт создания легенды о Врубеле означает прежде всего насущную потребность эпохи в освобождении от позитивизма с его плоской правдой, прозой, приземленной пользой, рационализмом. На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое искусство. Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля "печать безумия и рока" (Блок) - одержимость образом Демона. Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Но расплата неизбежна - его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Правдоподобию легенды в немалой степени способствовал комплекс вины и раскаяния, мучившие больного Врубеля в последние годы. "Верится, что Князь Мира позировал ему. - Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма", - свои нити в пеструю ткань легенды вплетает Александр Бенуа, наблюдавший затем, как лихорадочно Врубель переписывал Демона поверженного, уже висевшего в выставочном зале, открытом для зрителей.

«Царевна-Лебедь»

слушать: Embed Embed this video on your site

Царена -лебедь Врубель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, Государственная Третьяковская галерея.

Надежда Ивановна Забела-Врубель у рояля

слушать: Embed Embed this video on your site

Надежда Ивановна Забела - Врубель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, Третьяковская галерея.

 

 

«Демон»

слушать: Embed Embed this video on your site

Демон - Врубель

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, Третьяковская галерея.

 
Поделиться:

 

Евгений Макаренко

Тюменская филармония

 Школа танца Гранд

 Мой портал


Вы можете выбрать другой город
Рождённые в апреле
Праздники