Рождённые в ноябре

Александр Градский
Рина Зелёная
Александра Пахмутова
Даниил Покрасс
Борис Гребенщиков
Вячеслав Невинный
Радио Победы Программы Включите воображение Тихомиров Александр Дмитриевич

Тихомиров Александр Дмитриевич

Александр Дмитриевич Тихомиров (1(14) января 1916, Баку — 30 марта 1995, Москва) — советский и российский художник, ученик И. Г. Рыженко и А. А. Осмёркина. Родился в Баку в семье инженера-строителя. Родители — Дмитрий Николаевич Тихомиров и Наталья Владимировна Иванова. Отец трудился прорабом на строительстве Бакинско-Шолларского водопровода. Мать — домохозяйка. Был единственным сыном. Сестры: Екатерина (ум. в 1920 г.), Полина, Елизавета, Таисия, Ида. Рисовать начал с детства. Из ранних работ бакинского периода жизни сохранились графический портрет «Мама» (1928) и живописный «Портрет отца» (1930-е).

Учёба и работа

Закончил 6 классов школы, учился на рабфаке. В это время стал работать в живописной мастерской рекламы. В 1934 г. был принят сразу на 2-й курс живописного факультета Бакинского художественного училища, с 1935 г. начал заниматься в мастерской И. Г. Рыженко, выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств, ученика И. Е. Репина. По словам А. Д. Тихомирова, И. Г. Рыженко дал ему «крепкую реалистическую основу и живописную культуру».

Одновременно подрабатывал в Бакинском цирке как художник-оформитель. Создавал плакаты, а также афиши представлений. В 1937 г. по приглашению И. Г. Рыженко принял участие в выставке, посвященной юбилею поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», выполнив графические иллюстрации к произведению. Некоторые были приобретены Музеем искусств им. Р. Мустафаева.

Александр Тихомиров. Базар.

По окончании училища в 1938 г. работал в художественном отделе Антирелигиозного музея художником-плакатистом. Одновременно много занимался монументальной и станковой живописью. Писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены. С 1938 г. — член Союза художников Азербайджана.

В годы Великой Отечественной войны был освобожден от мобилизации в связи со слепотой правого глаза (результат травмы, полученной А. Д. Тихомировым в подростковом возрасте). В 1941—1943 гг. писал агитационные плакаты, портреты героев ВОВ. Вместе с И. Г. Рыженко выполнил панно «Разгром гитлеровцев на Кавказе» для бакинского Дома Красной Армии и флота. В 1944 г. приехал в Москву, поступил на 3-й курс графического факультета Московского государственного художественного института (с 1948 г. МГХИ им. В. Сурикова) в мастерскую А. А. Осмеркина, русского «сезанниста», участника «Бубнового валета».

Во 2-й пол. 1940-х гг. встретился с Р. Р. Фальком, знакомство с которым переросло в дружеские отношения. В те же годы познакомился с художниками Б. А. Пинхасовичем, А. А. Лабасом, И. Д. Дризе, Е. Д. Симкиным.

В 1946—1948 гг. работал в живописно-портретной мастерской в Живописно-выставочном производственном комбинате Московского отделения Художественного Фонда (М. О. Х. Ф.). В 1948—1949 гг. был художником в художественно-производственных мастерских театра К. С. Станиславского и Немировича-Данченко.

В октябре 1948 г. был отчислен из МГХИ им. В. Сурикова. Причиной отчисления послужило обвинение в «формалистических тенденциях».

В 1951—1976 гг. — художник-оформитель в Московском комбинате декоративно-оформительского искусства (КДОИ, в дальнейшем КМДИ — комбинат монументально-декоративного искусства).

В 1960—1970-е гг. писал портреты В. И. Ленина для праздничного оформления зданий и улиц Москвы. Выполнил самый большой в мире живописный погрудный портрет В. И. Ленина (42 x 22 м, 1-я пол. 1970-х), который размещался на фасаде здания Министерства иностранных дел (МИД) во время праздников. Второй портрет вождя в полный рост — 62×42 м (1-я пол. 1970-х). Известны также ленинские портреты, размещавшиеся на здании Библиотеки СССР им. В. И. Ленина, на Кутузовском проспекте.

Дружил с художниками С. Я. Адливанкиным, А. М. Глускиным, И. М. Ильиным, Н. А. Передним, Б. С. Отаровым, пианистами Г. Б. Гордоном, А. Брагинским, композитором О. К. Эйгесом. Последний посвятил А. Д. Тихомирову одно из произведений цикла «Пять этюдов».

После выхода на пенсию в 1976 г. А. Д. Тихомиров целиком отдался творчеству.

30 марта 1995 г. — скончался в Москве

Цирк

Творческий путь

В историю официального советского искусства 1950—1970-х гг. вошел как автор ленинианы. Однако произведения на библейские сюжеты, темы отверженности и странничества, темы театра и цирка, музыки, а также посвященные Востоку, над которыми художник трудился в мастерской, долгое время оставались неизвестны широкой аудитории.

В своем развитии как художник А. Д. Тихомиров прошел путь от реалистической школы живописи, импрессионизма, постимпрессионизма, фовизма до близкого немецкому экспрессионизма и неоклассического стиля, в котором работал в последние два десятилетия.

В 1940-е гг. увлекся импрессионизмом и постимпрессионизмом. Писал портреты и пейзажи, обнаженную натуру. Об импрессионистических работах одобрительно отзывался Р. Р. Фальк, отмечая, что А. Д. Тихомиров «обладает французским глазом в живописи».

В 1960-е гг. А. Д. Тихомиров постепенно отходит от этих направлений, обращается к изучению традиций фовистической школы живописи. Цикл «Петрушка и балерина», написанный художником под впечатлением от балета И. Стравинского «Петрушка» и посвященный жене, Н. А. Виноградовой, создан в стиле фовизма.

Одной из главных тем в творчестве художника была тема отверженности и странничества, персонажи картин этой тематики — узники, странники, изгнанники. Внутренний мир человека, его духовность, мировоззрение, вечные вопросы бытия — вопросы, волновавшие художника и находившие отражение в его работах. Ряд произведений написан на библейские сюжеты.

Ещё одна важная тема — тема театра и цирка, ставшая доминирующей во 2-й пол. 1970-х — 1990-х гг. В работах этой тематики можно найти реминисценции из произведений У. Шекспира, фильмов Ф. Феллини.

Картины, объединенные общим названием «Источник», а также произведения, изображающие средневековый город, отразили воспоминания художника о жизни в Баку.

Работы, создававшиеся А. Д. Тихомировым дома и в мастерской, не выставлялись вплоть до 1987 г., поскольку ни по тематике, ни по технике исполнения не соответствовали требованиям соцреализма. Однако эти картины были известны узкому кругу коллекционеров, искусствоведов, художников, музыкантов.

Создав собственный стиль, А. Д. Тихомиров работал в одиночку, не примыкая к неофициальным художественным группам и течениям 1960—1970-х гг.

По словам друга художника, искусствоведа, коллекционера, лауреата Госпремий СССР и РФ, профессора МГТУ им. Н. Э. Баумана, В. А. Матвеева, А. Д. Тихомиров «ставил широкие человеческие задачи, он как бы предчувствовал, что Россию ожидает некое испытание, переходный период в её истории. Конечный цикл работ — типично классический как по композиции, так и по размаху изображенного, по воздействию на людей. Художник говорил: „Я хочу соединить современное с классическим“. Это была удивительно точная фраза, я думаю, что он этого достиг. Предварительный анализ его творчества показывает высокий профессионализм Александра Дмитриевича Тихомирова, неординарность, изысканную простоту в решении сложных живописных проблем, глубину творчества, которое нуждается в дальнейшем изучении».

Как отмечает художник, искусствовед Л. Ф. Дьяконицын, «в произведениях Тихомирова отражена настоящая жизнь человеческого духа. Персонажи его работ — внешне сломленные, внутренне — мощные и стойкие. Тихомиров — мастер прежде всего монументальных композиций. Перед нами сложно построенные вещи, очень точно найдены тональные и цветовые соотношения. Его мощное искусство соединяет в себя не только опыт французской живописи — импрессионизма, постимпрессионизма, но и традиции русской лоскутной мозаики и иконописи».

 
Поделиться:
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в ноябре
Праздники