Марк Шагал
Марк Захарович Шагал родился в Витебске 6 июля 1887 года в семье приказчика. Получил традиционное религиозное образование на дому. В 1906 году он приехал в Петербург, где посещал художественную школу. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910-1914 – в Париже, в колонии художников «La Ruche», сблизившись с авангардистами.
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически-исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные». Вглядываясь в архаику, в иконы и лубок, Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения.
В 1918-1919 годах Шагал был комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, сделав первый значительный шаг к монументальному искусству.
С 1923 года обосновался в Париже; в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров «Моя жизнь», где он проявил себя как настоящий литератор-художник, мыслящий яркими образами. С тех пор жил во Франции, в Париже или на юге страны.
Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Он создал иллюстрации к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя и «Басням» Лафонтена. Внес выдающийся вклад и в сценографию.
К середине 20 века его авторитет художника получил мировое звучание. С 1955 года началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме.
В 1973 году Шагал посетил Москву и Ленинград в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Музеи художника существуют в Хайфе и Ницце ; в 1992 году дом-музей Шагала открылся в его родном городе Витебске.
Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.
« Авраам и три ангела»
Художник изображает сюжет из Библии: явление трех ангелов Аврааму. Гостеприимный Авраам угощает гостей, ангелы за столом трапезничают.
В качестве фона автор выбирает яркий, насыщенный красный цвет. В палитре Шагала этот цвет несет ЖИВОТВОРЯЩУЮ силу, энергию и душевное тепло.
Вернувшись во Францию после окончания войны, Шагал селится в районе Ниццы. Неожиданно он находит здесь прелестную заброшенную часовню. Она имеет крестообразную форму и правильные пропорции. Художник загорается идеей вернуть зданию основную функцию – нести послание всевышнего.
Шагал много лет разрабатывает композицию цикла из двенадцати эпизодов, взятых из книги Бытия и Исхода, которую он дополнит пятью полотнами. К сожалению, помещение часовни никак не подходило для столь грандиозного проекта. Но этот смелый и беспрецедентный по своему охвату замысел все же обретает воплощение. Впоследствии работы Шагала составят основу экспозиции Музея Марка Шагала под названием «Библейское послание», который будет открыт в Ницце в 1973 году. Это вневременное «послание», выраженное в красках, станет поэтическим и философским завещанием Марка Шагала.
За тридцать лет художник оформил 15 храмов ( во Франции, США, Израиле, Англии, Швейцарии, Германии. Перечитывая Ветхий завет, он создает многочисленные макеты витражей, коллажи из бумаги и кусков ткани. Он жаждет передать и выразить присутствие Бога в мире.
Французский поэт Клод Эстебан о нем и о его творчестве вцелом написал: «Творчество Шагала нельзя расценивать, как смелый поиск необычного. Его произведения изумляют, но они, в отличие от сюрреалистической живописи, никогда не стремятся поразить или озадачить... Мне кажется, что Шагал отчасти следует манере библейского повествования в Книге Бытия; он творит вещи, размещает их бок о бок, выстраивает во времени, одновременно любовно сочетая, соотнося их, и словно вспоминает при этом: «И увидел Бог, что это хорошо».
«Новобрачные на Эйфелевой башне»
Художник изображает сказочную композицию: петух несет влюбленных в сад Эдема. Картина наполнена светом, радостью, оптимизмом и даже музыкой. Об этом говорят все действующие лица: корова со смычком контрабаса, Ева с букетом цветов, взмывающая к солнцу, маленький эльф, играющий на скрипке, поэт читающий стихи. А на заднем плане, словно стержнем всей этой композиции встает Эйфелева башня – главный символ Парижа.
Включили воображение?
Картина «Новобрачные на Эйфелевой башне» была написана в 1939 году. В этот период Шагал много работает во Франции. Помимо картин он создает гравюры, работая над иллюстрациями к «Басням» Лафонтена. Отсюда возникает этот удивительный стиль – феерическая красочность и легкость композиции. Герои его картин часто летают, а в композиции непременно присутствуют животные, цветы. И этот условный мир, почти театральный, привлекает зрителя и вызывает целый комплекс чувств, ассоциаций.
Глядя на картины Шагала, хочется узнать, что означают все эти милые домашние животные, какая роль им отведена? Оказывается в семье Шагала корова была не просто любимицей и кормилицей, а настоящим членом семьи. Корова — это символ доброты, чистоты и невинности. Марк даже написал лирическое стихотворение, посвященное корове. Поэтому на картинах Шагала корова частый персонаж — то ей дарят цветы, то она гуляет под зонтиком.
Еще один яркий персонаж на картине - петух, который несет новобрачных в сад Эдем. По мнению многих критиков, петух является символом боевого, мужского начала. А во Франции петух является еще и национальным символом.
Летающие люди, летающие петухи, нарушающие все законы природы, смотрятся на картинах Шагала естественно: он будто создал свое собственное измерение, свою вселенную, объединив в ней время и пространство по своим законам.
Полет у Шагала ассоциируется с любовью, страстью и мечтами.
«Чтобы взлететь, мало мечтательности, нужен темперамент,
восторг, теснивший грудь, страсть, поднимающая в воздух», - говорил Марк Шагал.
И все же , откуда возник этот удивительный образ летающих людей? На этот счет есть одно предположение. Мать художника рассказывала, когда она была беременная Марком, она попала на выступление известной в то время цирковой труппы Лернера. И гвоздем программы были летающие акробаты.
«Видимо, одна из летающих девиц похитила душу моего мальчика. Не надо было смотреть на это зрелище»,- с улыбкой говорила мама Марка.
«Кренберри Лейк»
Картина «Кренберри Лейк» была написана в 1943 году. Шагал создает целую серию полотен, посвященных теме войны и одиночества. Находясь далеко от военных действий, в тихом маленьком американском городке Кренберри-Лейк, он пишет о том, что большего всего его волнует. Новости из Европы и России его ужасают. Горят храмы и города, погибают тысячи людей. Он хочет вернуться, хочет помочь, но не может. Картины «Война», «Наваждение», «Желтое распятие», «Кренберри Лейк» отражают его состояние. Шагал обращается к образу Иисуса: кажется, что только Бог может приглушить крик отчаяния и смягчить боль, которая выплескивается на холсты.
О своем американском периоде художник скажет впоследствии: «Я жил и работал в Америке во время всемирной трагедии, затронувшей всех людей. Годы шли, и я не молодел. Но я мог черпать силы из окружавшей меня атмосферы, полной благожелательности, и сохранять все источники моего искусства».
На первый взгляд картина «Кренберри Лейк» - это сплошной набор символов: петух, керосиновая лампа, образ деревни, автор перед мольбертом, наблюдающий со стороны. Каждая деталь несет информацию, имеет свой смысл и свое содержание. Но надо ли пытаться интерпретировать их, логически осмыслять? В поиске глубокого смысла один из критиков, как-то сказал: «Шагала надо читать буквально, как главные книжки нашего детства, не для того, чтобы проникнуть в тайну, а чтобы, листая страницу за страницей, участвовать в происходящем.
Эскиз костюма к балету «Жар птица»
На эскизе изображен один из персонажей балета в облегающем костюме. По всему телу растянулись русские народные росписи, словно это не человек, а фарфоровая статуэтка расписанная в стиле гжель.
Включили воображение?
Джордж Баланчин, создатель труппы «Нью-Йорк сити бале» заказывает Шагалу оформление балета «Жар-птица», которая будет показана на Манхеттене в 1945 году. Это спектакль о райской птице, символе счастья – традиционном персонаже русских легенд. Марк страстно любит театр, поэтому с большой охотой соглашается на предложение.
Во всей его живописи явственно просматриваются народно-поэтические основы, фольклор, то, что абсолютно отвечает тем задачам, которые ставятся в «Жар-птице».
Супруга Марка в своей книге «Моя жизнь с Шагалом» писала: «В мастерскую, где готовились костюмы то и дело забегал Баланчин и приходили на примерку главные солиста балета. Работа велась под руководством Иды ( дочери Шагала). Марк появлялся, когда все на артистах было уже пригнано. Порой он наносил мазки анилиновой краски прямо на их костюмы, чтобы где-то подправить линию или несколько оттенить цвет».
По заказу руководителя балета Шагал должен был также создать три декорации и занавес. Однако композитору Игорю Стравинскому, они показались чересчур «модернистскими», и он отдал предпочтение Пикассо.
Более гладко прошла работа над постановкой балета «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы», для которой Шагал выполнил все декорации и костюмы. Премьера с триумфом прошла прошла в Мексике. Два художника, хореограф Леонид Мясин и Марк Шагал, смогли придать классическому танцу совершенно новый театральный облик. Художнику удалось великолепно передать возвышенный пафос произведения и чисто русскую драматургию сюжета.
< Предыдущая | Следующая > |
---|