Рождённые в марте

Евгений Дога
Ия Савина
Ирина Богачёва
michael-vrubel-middle

Михаил Анчаров
Радио Победы Программы Включите воображение Матисс Анри

Матисс Анри

Анри-Эмиль Бенуа Матисс родился в 1869 году в Ле Като-Камбресис (Le Cateau-Cambrésis), на севере Франции, он вырос в Пикардия (Picardie), Франции, где его родители держали семейный бизнес. Он был их первый сын. В 1887 году он отправился в Париж изучать право, работая как администратор суда в Ле Като-Камбресис после обретения квалификации. Он начал писать в 1889 году, когда его мать принесла ему художественные принадлежности, в период выздоровления после приступа аппендицита. Он обнаружил, «своего рода рай», как он позже описал про это, и решил стать художником, глубоко разочаровав своего отца. В 1891 году он вернулся в Париж для изучения искусства в Академии Джулиана и стал студентом Вильяма Бугро Адольфа и Гюстава Моро. Первоначально он писал натюрморты и пейзажи в традиционном фламандском стиле, в котором он достиг больших успехов. Шарден был одним из наиболее почитаемых художников Матисса; когда он учился искусству, он сделал копии четырех картин Шардена в Лувре. В 1896 году он выставил 5 картин в салоне «Сосьете насьональ» (Société Nationale), и государство купило две его картины. В 1897 и 1898 году он посетил художника Джона Питера Рассела (John Peter Russell) на острове Белл (Belle) у берегов Бретани. Рассел познакомил его с импрессионизмом и с работами Ван Гога (который был хорошим другом Рассела, но совершенно неизвестным в то время). Стиль Матисса после этого полностью изменился, и он будет потом говорить, что: «Рассел был мои учителем, и Рассел объяснил теорию цвета для меня".
Матисс находился под влиянием работ Пуссена, Антуана Ватто, Жан-Батиста Симеона Шардена, Эдуарда Мане, и пост-импрессионистов Сезанна, Гогена, Ван Гога, и Синьяка, а также Огюст Родена, и японского искусства. Матисс создал работу, которую он повесил в его доме в которую были включены гипсовый бюст Родена, картины Гогена, рисунок Ван Гога, и, самое главное, картина Сезанна «Три купальщика». В живописной структуре и цвете Сезанна Матисса нашел своё основное вдохновение. Многие из его картин с 1899 по 1905 года были созданы при помощи пуантилистской техники, которую он перенял от Синьяка. В 1898 году он отправился в Лондон изучать картины Тернера, а затем отправился в поездку на Корсику.
Матисс начал встречаться с моделью Каролин Джоблау (Caroline Joblau), от него она родила дочь, Маргариту, появившейся на свет в 1894 году. В 1898 году он женился на Амели Ноэли Парауа, его дочь жила вместе с ними, и у них ещё было два общих сына.Одного звали Жан (год рождения 1899) и Пьер (год рождения 1900). Маргарита часто служила в качестве модели для Матисса.
Фовизм
Его первая персональная выставка была в галерее Воллара прошла в 1904 г., без особого успеха. Его любовь к ярким и выразительным цветам стали более выраженными, после того, как он переехал на юг в 1905 году и провел время во Французском Ривьере. Для картины этого периода характерны плоские формы и контролируемые зоны.
В 1905 году, Матисса и группу художников стали называть «Фовистами», когда они вместе выставляли свои работы в комнате на Осеннем салоне. Картины выражали чувства, с дикими, часто диссонирующими цветами, без учета естественного цвета лица. Матисс показал, открытое окно и женщину со шляпой в Салоне. Критик Луи Восель описал работу с фразой «Донателло среды Фовистов!». Его комментарий был опубликован 17 октября 1905 года в ежедневной газете Хиль Блас. Фотография опубликованная там ,приобрела значительный осуждение, и о ней говорили так: «Горшок с краской были брошены перед лицом общественности» от критика Камиля Мауклаира, но было и некоторое благоприятное внимание. Картина, которая была выделена для обсуждений, женщина в шляпе, была куплена Гертрудой и Лео Штейнами: это произвело очень положительный эффект на Матисса, который страдал от деморализации к его работам.
Матисс был признан в качестве руководителя группы, наряду с Андре Дереном (André Derain); двое друзей-соперников, каждый со своими последователями. Другие члены группы Фавистов были Жорж Брак (Georges Braque), Рауль Дюфи (Raoul Dufy) и Морис де Вламинк (Maurice de Vlaminck). Художник символист Гюстав Моро был вдохновляющим учителем движения, и он многое сделал для той эпохи. Работая профессором в Школе Изящных Искусств в Париже, он подталкивал своих студентов мыслить за пределами линии формальности и следовать их видениям.
timematisse
В 1907 году Аполлинер, комментируя Матисса в статье, опубликованной в «La Falange», сказал: «Искусство Матисса не является экстравагантным и экстремистским, оно в высшей степени разумно».
Но на работы Матисса встречаются и яростные критики, и из-за этого ему было трудно обеспечить свою семью. Был даже случай в 1913 году, когда на его картину «Nu Bleu» (1907 год) сделали чучело и сожгли его в Чикаго.
Снижение популярности движения фовизма, произошло после 1906 года, которое совсем не повлияло на Матисса, так как многие из его лучших работ были созданы между 1906 и 1917 годов, когда он был активным участником сбора художников в районе Монпарнас.
Матисс имел давние связи с русским коллекционером Сергеем Щукиным. Он создал одну из своих основных работ «La Danse» специально для Щукина, как часть картины состоящей из двух частей, другая называется «Music» (1910). Ранняя версия «Танца» «La Danse» (1909) находится в коллекции Музея Современного Искусства в Нью-Йорке.
В 1917 году Матисс переехал в Симиез, во французскую Ривьеру, в пригороде города Ницца. Его работы того времени показывают релаксацию и смягчение его подхода к своей технике. Это «возвращение к порядку» является характерной чертой большого искусства в период после Первой мировой войны, в период, который может быть сопоставлен с неоклассицизмом Пикассо и Стравинского (Stravinsky), и возвращение к традиционализму Дерена (Derain).
После 1930 года, к нему пришли новые силы и смелые упрощения начинают появляться в его работах. Американский коллекционер Альберт C. Бэрнес (Albert C. Barnes) убедил его производить его работы для фонда Барнса, под этим влиянием появилась картина Танец II («The Dance II»), которая была завершена в 1932 году. Фонд владеет несколькими десятками других картин Матисса.
Он и его сорока однолетняя жена развелись в 1939 году. В 1941 году ему была сделана операция, во время которой делалась колостома. После этого он начал пользоваться инвалидной коляской. До самой смерти за ним ухаживала русская женщина, Лидия Делекторская, которая являлась бывшей его моделью. С помощью помощников он приступил к созданию бумажных коллажей, часто в больших масштабах. Его «Blue Nudes» серия, функционирует ярким примером этого метода, он называл это: «Картина с ножницами». Они демонстрируют возможности довести свои глаза к цвету и геометрии при помощи новых простых средств, с игривой и восхитительной силой.
В 1947 году он опубликовал «Джаз», ограниченное издание книги, содержащей отпечатки его красочных коллажей, в сопровождении своей письменной мысли. В 1940-е годы он также работал в качестве художника-графика по производству черно-белых иллюстрации для нескольких книг и более ста оригинальных литографий для знаменитой студии Моарлот в Париже.
Матисс был шокирован, когда услышал, что его дочка Маргарита, которая была активным участником сопротивления во время войны, была подвергнута пыткам и тюремному заключению в концентрационном лагере Равенсбрюк.
В 1951 году он закончил четырехлетнюю работу по проектированию интерьера, стекла окон и украшения для «Chapelle du Rosaire de Vence». Этот проект стал результатом тесной дружбы между Матиссом и сестрой Жак-Мари.
Матисс создан музей, посвященный его работам в 1952 году, в своём родном городе, и музей в настоящее время является третьим по количеству работ Матисса во Франции.
Матисс умер от сердечного приступа в возрасте 84 лет в 1954 году. Он похоронен на кладбище Монастыря Нотр-Дам-де-Симиз, возле Ниццы.

 

Roskosh

Картину «Роскошь, покой и наслаждение» Анри Матисс написал под впечатлением творчества поэта –

символиста Шарля Бодлера. Этот автор был преданно любим французским художником Анри Матиссом и именно это стихотворение вдохновило мастера на создание этого произведения . Полотно покрыто множеством цветных точек, раздельные точечные мазки передают замысел художника и переносят зрителя в атмосферу неги и красоты.

«Я мечтаю достигнуть в своей живописи гармонии, чистоты и прозрачности, признавался Анри Матисс - Я мечтаю о картинах, которые станут успокаивать, а не будоражить зрителя; о картинах, уютных, как кожаное кресло, в котором можно отдохнуть от груза забот».

Художнику надоело слепое копирование реальности. Появилась потребность не «отобразить» реалии, а выразить свое отношение к миру.

Когда Матисс писал эту картину, ему было 34 года, и он находился под очевидным влиянием пуантилизма. Техника этого направления заключалась в нанесении точечных мазков чистых несмешанных красок очень близко один к другому, в расчете на их оптическое смешение при взгляде с расстояния.

Мотивом этого полотна стали популярные в художественных кругах купальщицы. Матисс решает чисто художественные задачи, создавая подчеркнуто декоративную работу в яркой цветовой гамме.

Работа, выставленная в Салоне независимых 1905 года, произвела большое впечатление на зрителей.

Матисс на короткое время превратился в "пуантилиста" и создал настоящий шедевр "Роскошь, покой и наслаждение". Довольно скоро художник отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов.

Картина находится в Париже, в Национальном музее современного искусства, Центр Жоржа Помпиду.

"Танец"

слушать: Embed Embed this video on your site

Tanec

 

"Музыка"

musik

 
Поделиться:

Комментарии  

 
#1 Марат 20.11.2011 15:56
Ноябрь 1911 года. Гостящий в Москве французский художник Анри Матисс посетил балетные и оперные спектакли. Балет «Баядерка» в Большом театре ему не понравился, не понравились также декорации и исполнительницы – кроме г-жи Гельцер. Музыка Чайковского в «Пиковой Даме» в опере Зимина на Матисса также впечатления не произвела, зато понравились декорации – работы художника Федоровского. В антракте знаменитый живописец посетил кабинет Зимина, где побеседовал с художниками-декораторами Федотовым, Федоровским и Салтановым и разрисовал Зимину четыре страницы альбома.
Цитировать
 
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в марте
Праздники