Рождённые в апреле

Билли Холидэй
Анатолий Горохов
Мария Максакова

Константин Плужников

Радио Победы Музыка Победы Композиторы Чаплин Чарльз Спенсер

Чаплин Чарльз Спенсер

Чарли ЧаплинВыдающийся английский актер, кинорежиссёр, сценарист и композитор.

Родился 16 апреля 1889 года в семье эстрадных актеров. Его родители много выступали в гастрольных поездках по Европе и США. Однако их карьера закончилась трагически: отец потерял голос, стал злоупотреблять алкоголем и умер, а мать вскоре после этого потеряла рассудок.

Таким образом братья Сид и Чарли Чаплины попали в ситуацию, когда надеяться можно было только на себя. В детстве Чарли много выступал, участвовал в пантомимах, пробуя себя в роли клоуна, но теперь ему пришлось оставить не только сценические занятия, но и обычную школу и искать мелкие подработки.

В возрасте 14 лет ему, наконец, улыбнулась удача – Чарли получил не просто постоянную работу, а работу в театре. Большую услугу ему оказал брат, помогая выучить текст роли, ведь Чаплин в это время практически не умел читать.

Через некоторое время молодого актера замечают представители киноиндустрии, которая только начинает развиваться. Чаплин становится сначала актером, а затем и автором многих картин. Он сам пишет сценарии, ставит фильмы, играет в них главные роли. В 1917 году он стал самым дорогим актёром в истории кино, подписав контракт на 1 миллион долларов со студией First National Pictures.

Несмотря на то, что кино вскоре стало звуковым, а затем и цветным, образ «Бродяги», созданный Великим Мастером, стал классикой кино и до сих пор считается примером для подражания. Этот персонаж в широких штанах, больших башмаках, с котелком на голове и с тросточкой стал своего рода визитной карточкой Чарли Чаплина.

Музыка Чаплина, написанная к фильмам «Малыш» («The Kid»), «Парижанка» («A Woman of Paris»), «Золотая лихорадка» («The Gold Rush»), «Огни большого города» («City Lights»), «Новые времена» («Modern Times»), «Великий диктатор» («The Great Dictator»), «Огни рампы» («Limelight»), «Король в Нью-Йорке» («A King in New York»), не только завоевала необычайно широкую популярность у зрителей, – она стала продолжением созданного им кинообраза – его слышимым выражением на экране. Без преувеличения можно сказать, что именно музыка впервые дала его фильмам невидимую внутреннюю жизнь, оживила душу героям, наделила их ритмом, глубиной психологического воздействия и пластикой многообразного музыкального движения. Кроме этого, использование приемов музыкальной драматургии для раскрытия идеи фильма стало художественной инновацией, необычайно актуальной для искусства кино  того времени. И в этом – одна из многих новаций Ч.Чаплина как великого новатора киноискусства.

Как сообщает биограф Д.Робинсон, Ч.Чаплин не получил специального музыкального образования. Однако по свидетельству его тетушки он обладал несомненным музыкальным даром: «если Чарлз так и останется киноактером, музыкальный мир потеряет гения. <…> Я видела как он часами просиживал за фортепиано, сочиняя прямо на ходу. Больше всего, я думаю, он любил виолончель. Радостно было смотреть, как менялось его выражение лица, когда он трепетной рукой прикасался к струнам» [1, с. 372].

Музыкальную одаренность Чаплин унаследовал от родителей – артистов мюзик-холла. Ее развитию способствовали тонкость музыкального слуха, обостренное чувство ритма, прекрасный вкус, опыт эстрадных выступлений и безграничная преданность искусству.

По свидетельству очевидцев Ч.Чаплин очень много времени проводил за  игрой на музыкальных инструментах. Собственные музыкальные инструменты – скрипка, виолончель появились у него в 16 лет. Будучи левшой, ему пришлось перетягивать струны в обратном порядке, чтобы помногу часов заниматься музыкой, в том числе даже во время пребывания на гастролях. В любую поездку он брал с собой инструменты, мог часами импровизировать на  фортепиано. В театрах, в которых ему приходилось играть, брал уроки у дирижеров, а когда обзавелся собственным особняком (1922 г., Беверли-Хиллс), установил в нем орган [1, с.373]. Свое пристрастие к музыке он отразил в   короткометражном фильме «Его музыкальная карьера» («His Musical Career», другие названия – «Charlie as a Piano Mover», «Musical Tramps», «The Piano Movers»), снятом на киностудии «Keystone» в 1914 г.

В 1916 г. Чаплин основал «Музыкальную Компанию Чарльза Чаплина», опубликовав там три своих сочинения: «Всегда есть кто-то, кого не забыть», «О, эта виолончель!», «Патруль мира» («Дозор»). Последнее произведение им было исполнено в нью-йоркском «Ипподроме» во время его бенефиса в 1916 г., где он выступил в качестве дирижера. В 1921 г. специально для фильмов «Малыш» и «Праздный класс» («The Idle Class», другое название – «Vanity Fair») он сочинил музыкальные темы, а в 1925 г. им были опубликованы еще две композиции – «Пой, песня» и «С Вами, дорогая, в Бомбее», мелодии которых были им использованы позже для звукового варианта фильма “Золотая лихорадка” и записаны с оркестром Эйба Лаймана.

Dim lights Embed Embed this video on your site

В эпоху немого кино музыкальное сопровождение было неотъемлимой частью демонстрации фильма, но носило, как правило, компилятивно-импровизированный характер. Для озвучивания фильмов издавались специальные сборники музыкальных произведений, подходящих для иллюстрации той или иной сцены фильма. В результате возникли устойчивые штампы, которые перекочевывали из одной картины в картину.

Понимая важность музыкального компонента для немого фильма, Чаплин стремился к тому, чтобы в его фильмах звучала оригинальная, специально написанная к ним музыка, и в каждом кинотеатре она исполнялась бы так, как была им задумана. Для этого списки музыкальных номеров, которые должны были исполняться по ходу демонстрации фильма, рассылались бесплатно во все кинотеатры, демонстрировавшие его фильмы.

С момента появления звука в кино, на протяжении 13 лет Чаплин избегал диалога в своих фильмах. В первый раз бродяга Чарли заговорил в 1935 - в фильме "Новые времена". В первую же неделю проката кассовые сборы превысили все рекорды, но со второй недели, после успешных премьер в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, интерес публики вдруг стал ослабевать.

Первый полностью звуковой фильм Чаплина, "Великий диктатор" (The Great Dictator), появился в 1940. Чаплин выступал в двух ролях - еврея-парикмахера, и фашистского главаря Аденоида Хинкеля. Нежелание американского правительства портить отношения с нацистской Германией привело к тому, что антифашистский фильм Чаплина с большим трудом пробивал себе дорогу на широкий экран. После выхода фильма Гитлер назвал Чаплина евреем и врагом №1 Великой Германии. Из солидарности к тем, кого безжалостно уничтожал нацистский режим актер №1 объявил себя евреем - это был его ответ диктатору.

Он был четыре раза женат и у него родилось 11 детей. Четвёртая жена Чаплина, Уна О'Нил, была на 37 лет его младше, и родила ему последнего ребенка, когда великому комику было 72 года.

Чарли Чаплин умер 25 декабря 1977 года в возрасте 88 лет.

 
Поделиться:
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в апреле
Праздники