Тихонов Вячеслав
Родился 8 февраля 1928 года в городе Павловском Посаде Московской области. Удачные, запоминающиеся образы Вячеславом Тихоновым были созданы в военных картинах. Актер сыграл Млынского в кинотрилогии «Фронт без флангов», Николая Стрельцова в военной драме «Они сражались за Родину», в фильме «Битва за Москву» голос Тихонова читает закадровый текст. И все в СССР, от мала до велика, знали Тихонова, как актера сыгравшего советского разведчика Штирлица в телесаге Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».
Мальчик рос среди рабочей молодежи и делал все, что делали мальчишки тех лет, большую часть времени проводя на улице. Когда началась война, отец определил сына в ремесленное училище, работа токарем по металлу на военном заводе была не в тягость.
После работы Вячеслав Тихонов с друзьями бегал в местный кинотеатр, где жадно смотрел героические картины с любимыми героями. Всеобщие кумиры – Михаил Жаров и Петр Алейников, Борис Бабочкин и Николай Черкасов, заворожили Вячеслава Тихонова.
Артистом Вячеслав Тихонов стал вопреки воле родителей. Родители: отец - механик по ткацким станкам, мама – воспитательница в детском саду.
Учеба
Абитуриент Вячеслав Тихонов провалился на экзамене по актерскому мастерству во ВГИК. 17-летний юноша стоял, уткнувшись носом в стенку коридора, и горько плакал, плакал от обиды, от горя, от какой-то безысходности. И вот - его величество – случай! Его увидел руководитель курса Борис Бибиков, случайно проходивший мимо. Профессор Б. Б. Бибиков зачислил Вячеслава Тихонова к себе на курс после завершения вступительных экзаменов.
Театр
В отличие от большинства актеров – «молодогвардейцев», Вячеслав Тихонов почти десть лет не получал интересных ролей. Режиссеры использовали главным образом внешние данные актера, не выявляя сам актерский потенциал. Вячеслав Тихонов не стал звездой, хотя для этого имелись все предпосылки. Но сам Вячеслав Тихонов не считать эти годы потерянными. С 1950 года он работает в Театре-студии киноактера, где он заявил о своем даровании, сыграв Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо», поставленном Эрастом Павловичем Гариным.
«Молодая гвардия»
В первые послевоенные годы на экраны выходит фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Съемки этого фильма были исключительным явлением для советского кино: разработка характеров, «врастание» актеров в свои персонажи, доскональное воссоздание среды. Вячеслав Тихонов, будучи студентом, сыграл в фильме роль Володи Осьмухина. Дебют довольно удачный. Фильм «Молодая гвардия» можно назвать блестящим дебютом целого послевоенного поколения молодых талантливых актеров: Инны Макаровой, Сергея Гурзо, Ноны Мордюковой, Виктора Хохрякова, Клары Лучко, Сергея Бондарчука, Евгения Моргунова, Виктора Авдюшко. Вячеслав Тихонов за роль в картине получил Сталинскую премию.
Многим ранним работам Тихонова был присущ романтически-героический пафос. Среди них: Виктор Райский в героико-приключенческом фильме «ЧП - Чрезвычайное происшествие» (1958), Олег Безбородько в героической драме «Жажда» (1959), Панин в историко-революционной ленте «Мичман Панин» (1960), Алексей в драме «Оптимистическая трагедия» (1963) и др.
Dim lights Embed Embed this video on your site
«Дело было в Пенькове»
Однако первую популярность актеру принесли вовсе не героические роли, а простой деревенский парень Матвей Морозов из фильма Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (1958), где актер прибегнул к лирико-комедийным краскам, выводя своего героя за пределы положительного или отрицательного персонажа.
Облик актера Вячеслава Тихонова определенно не вязался с ролью тракториста, однако зритель принял Матвея Морозова. Зритель почувствовал, что истинная драма героя заключалась не в несчастливой любви, а во внутреннем несоответствии с обстоятельствами жизни. Роль тракториста Матвея Морозова принесла актеру зрительское признание, а главное – обнаружила его востребованность в качестве исполнителя, наделявшего своих героев новым для кино тех лет свойством: неприметным, тихим романтизмом в обыденной, бесконечной повседневности. Не удивительно, что именно эту роль Вячеслав Тихонов считает своей лучшей работой в кино.
Dim lights Embed Embed this video on your site
Настоящий русский интеллигент
С конца 60-х актер отходит от героических ролей, все чаще создавая на экране образы настоящих русских интеллигентов. Одним из первых таких персонажей стал его учитель истории Илья Семенович в лирической повести «Доживем до понедельника» (вместе с Тихоновым в этой замечательной, доброй картине снялись знаменитые Ольга Жизнева, Нина Меньшикова и начинающие Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Ирина Печерникова).
Этот ряд продолжили Андрей Болконский («Война и мир»), Штирлиц («Семнадцать мгновений весны»), писатель, хозяин Бима («Белый Бим, Черное Ухо») - на первый взгляд такие абсолютно разные персонажи…
«Война и мир»
Князем Болконским в фильме «Война и мир» Сергея Бондарчука Тихонов стал с легкой руки тогдашнего министра культуры Людмилы Фурцевой, хорошо относившейся к актеру. Съемки длились четыре года, и по словам самого Вячеслава Тихонова, они буквально опустошили его. «Толстой заставлял меня порой делать то, что мне не свойственно. Я играл Болконского, а сам задавал себе вопрос: мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Наверное, нет. Я воспитывался в рабочей обстановке. Нас не столько школа воспитывала, сколько улица. У меня и наколка на руке есть. Хорошо еще хватило ума наколоть только свое имя «Слава». Никак потом не мог это дело вытравить. Пришлось двух князей с наколкой играть».
С выходом на экраны картины «Война и мир» многие критики отрицательно приняли работу Вячеслава Тихонова. Да он и сам был недоволен собой, что даже в какой то момент решил уйти из кино. Но это была лишь минутная слабость…
Dim lights Embed Embed this video on your site
Dim lights Embed Embed this video on your site
Штирлиц навсегда
Самую «звездную» свою роль – Исаева – Штирлица, Вячеслав Тихонов сыграл в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Режиссер Татьяна Лиознова на эту роль первоначально пробовала совсем других актеров. В числе кандидатов были Иннокентий Смоктуновский, Арчил Гомиашвили и другие. Но по разным причинам все они не подошли Лиозновой, в итоге выбор режиссера пал на Тихонова.
Он вспоминает: «Для меня это была обычная актерская работа. Дали роли, мы их должны были исполнить. Сценарий был написан точно по роману. Поэтому ничего особенного от меня не требовалось. Только поверить в предлагаемые обстоятельства мне, человеку, который много моложе своего героя и через все это не проходил. Мне надо было убрать из-под Штирлица пьедестал, контурность, суперменство, которые так и лезли изо всех фильмов про разведчиков…»
Вячеслав Васильевич создал живой, сложный характер. Актеру удалось показать насыщенную внутреннюю жизнь персонажа, точность и лаконизм жестов и мимики, тонкий психологизм, игру на подтекстах, едва заметную смену настроений, умение «держать» крупные планы, глубокое понимание специфики актерской работы в кино.
Премьера фильма-сериала состоялась в конце лета 1973 года. Успех фильма был невероятным! С 11 по 24 августа буквально вся страна прильнула к экранам своих телевизоров. Говорят, что в стране в это время даже снизилась преступность. А уж последние серии, где интрига фильма была закручена до предела, зрители и вовсе смотрели, затаив дыхание.
Актерская удача! Невиданная популярность! Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых! Настоящий триумф! Герои сериала «ушли» в народ, став персонажами бесконечных анекдотов «про Штирлица», литературных и музыкальных произведений, карикатур, а через много лет и компьютерных программ, что лишний раз подтверждает гениальность картины.
Dim lights Embed Embed this video on your site
Образ Штирлица был создан Тихоновым настолько достоверно, что в реальность его существования поверили не только миллионы зрителей, но и сам Леонид Ильич Брежнев. Посмотрев «Мгновения», он даже отдал распоряжение разыскать разведчика Исаева и присвоить ему звание Героя Советского Союза. Генсеку объяснили, что Исаев - это всего лишь роль, блестяще исполниная артистом. «Жаль», - покачал головой Брежнев…
Dim lights Embed Embed this video on your site
А ведь фильм мог и не появиться на экранах: просмотрев «Семнадцать мгновений весны», член Политбюро ЦК КПСС М.А. Суслов высказался за запрет показа. «Не показан подвиг советского народа в войне», - прозвучали аргументы не в пользу фильма. Его поддержали советские военачальники, заявившие, что согласно фильму, складывается ощущение, что войну выиграли одни разведчики.
Dim lights Embed Embed this video on your site
За фильм вступился председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов: «Весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга». (Много лет позже, когда Андропов станет Геренальным секретарем ЦК КПСС, он наградит Тихонова звездой Героя Социалистического труда). Тем не менее, в тот момент Лиозновой пришлось пойти на попятный и включить в картину несколько сот метров документальной хроники. После чего фильм зажил, и живет уже не одно десятилетие…
«Белый Бим, Черное ухо»
70-е годы - пора расцвета таланта Вячеслава Тихонова. С каждым фильмов к его актерской палитре добавлялись неожиданные краски, как, к примеру, самоирония в драме Сергея Соловьева «Егор Булычев и другие», вышедшей на экраны еще до «Мгновений».
В 1977 году Вячеслав Тихонов снялся в очень пронзительной картине Станислава Ростоцкого «Белый Бим, Черное ухо». При работе над фильмом Вячеславу актеру пришлось проявить большую находчивость. Вот что рассказывает сам Вячеслав Тихонов: «Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака - моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки - он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол - и он помчится за мной». Вся внутренняя творческая сущность Вячеслава Тихонова проявилась в этой роли.
Dim lights Embed Embed this video on your site
4 декабря 2009 года в 15.35 на 82-м году жизни Вячеслав Васильевич Тихонов скончался. Последние часы перед смертью артист находился в реанимации. Состояние его было тяжёлым. У артиста отказали почки, его пришлось подключить к аппарату гемодиализа, а затем и к аппарату искусственной вентиляции легких. По мнению лечащего врача артиста, кардиолога А. Леонова, «свою роль сыграли и одиночество актёра, и отсутствие должного ухода».