Рождённые в марте

Гленн Миллер
Михаил Рябинин
Афанасий Кочетков
Зураб Соткилава
Георг Отс

Радио Победы Музыка Победы Композиторы Александров Борис Александрович

Александров Борис Александрович

Борис АлександровГоды жизни: 1905-1994

Имя Героя социалистического труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, народного артиста СССР, генерал-майора Бориса Александровича Александрова известно во всём мире. Он родился 4 августа 1905 года и прожил долгую жизнь, был современником С.С. Прокофьева, С.В. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича, И.Ф. Стравинского, И.О. Дунаевского, А.И. Хачатуряна, Т.Н. Хренникова; дружил с величайшими творцами своего времени – музыкантами, поэтами, художниками; неоднократно встречался с политиками самого высокого уровня – Мао-Дзе-Дуном, Шарлем де Голлем, Гарольдом Вильсоном, Фиделем Кастро.

Ему, обладателю красивого альта и абсолютного слуха, в составе детского хора Большого театра посчастливилось принимать участие в спектаклях, в которых пели Ф.И. Шаляпин, А.В. Нежданова, Н.А. Обухова, Г.С. Пирогов, В.Р. Петров, Л.В. Собинов. Его учителями были Рейнгольд Глиэр и отец – Александр Александров. Среди учеников – известные в будущем хоровые дирижёры, народные артисты СССР К.Б. Птица и В.Г. Соколов. Он сотрудничал с ведущими советскими поэтами и композиторами, для которых Дважды Краснознамённый академический ансамбль песни и пляски, возглавляемый им после смерти отца на протяжении более чем 40 лет, стал творческой лабораторией советской песни; сумел вырастить целую плеяду замечательных солистов, чьи «золотые» голоса покорили весь мир.

Огромен был размах его творческой деятельности. Разносторонне одарённая личность, он сказал своё слово не только как композитор, оставивший богатое творческое наследие в различных жанрах музыки, крупнейший деятель советской военной музыки, чья роль на мировой арене имела поистине политическое значение, но и как дирижёр, музыкальный критик, художник, педагог.

Борис АлександровПродолжив дело отца, он всю жизнь шёл путём прославления своим творчеством Родины и её армии, воплощения и развития военно-патриотической темы в музыкальном искусстве. «Искусство и армия, - говорил он, - для меня единое целое. Я не могу представить своё искусство без армии, и армию вижу глазами искусства. Каждое явление армейской жизни для меня – новая тема, каждый человек – герой новой песни».

Борис Александров родился 2 августа 1905 года в городе Бологое Тверской области в семье выдающегося композитора, дирижёра, педагога и общественного деятеля Александра Васильевича Александрова. Наиболее яркими впечатлениями детства стали строевые походные песни, слышанные им в исполнении солдат. В 1906 году семья Александровых перебралась в Тверь, где отец семейства, будущий основатель всемирно известного Краснознамённого ансамбля песни и пляски и создатель Гимна страны служил регентом архиерейского хора, вёл хоры в семинарии, женском коммерческом училище, гимназии, реальном училище, на земских курсах и педагогическом институте.

В семь лет началось музыкальное образование маленького Бориса: отец привёл его в свой хор. Одновременно он стал посещать занятия по классу фортепиано в организованной отцом музыкальной школе. В 1918 году семья Александровых переехала в Москву, и 13-летний Борис был принят в детский хор Большого театра, который, по его словам, стал «первым музыкальным университетом». Одновременно он начал заниматься на фортепианном отделении Мерзляковского музыкального училища, затем в музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина, с 1923 по 1929 г.г. – в Московской консерватории по классу композитора Р.М. Глиэра. В годы обучения в консерватории молодой композитор принял участие в конкурсе, посвящённом памяти В.И Ленина, и получил вторую премию.

По окончании консерватории Борис Александров пробует себя в различных амплуа. Он – заведующий музыкальной частью созданного Центрального театра Красной Армии (1929-1937), доцент Московской консерватории (1933-1941), композитор, пишущий в различных жанрах симфонической и камерно-инструментальной музыки.

B 1937 году произошло важное событие в биографии Бориса Александрова, определившее всю его дальнейшую творческую судьбу, – он стал заместителем художественного руководителя Краснознаменного ансамбля, соратником и ближайшим помощником своего отца. С этих пор вся его жизнь посвящена прославленному коллективу: для него созданы наиболее яркие сочинения Александрова-композитора, работа в армейском коллективе отложила отпечаток на всё его композиторское творчество, здесь же он оттачивал своё мастерство и как дирижёр.

Вспоминая первое время работы в ансамбле, Борис Александрович рассказывал: «Я до ансамбля много пел в хоре, но когда пришёл в коллектив, Александр Васильевич сначала посадил меня аккомпанировать певцам, разучивать с ними хоровые партии, и только потом допустил к дирижированию».

И Борис Александров проявил себя как талантливый дирижёр. Современники вспоминали, что высоких художественных результатов ему помогали добиваться прекрасная музыкальная память, великолепный слух, сильная дирижерская воля, живой темперамент, глубокое проникновение в идейно-художественный замысел исполняемого произведения, безупречный вкус и чувство меры.

Специалисты отмечали, что в его манере дирижировать была какая-то особая «напевность», лиричность, активный и энергичный жест становился нередко мягким и гибким, с едва заметной возрастающей (в зависимости от характера фразы) или уменьшающейся амплитудой дирижерского взмаха. Вместе с тем его интерпретации были присущи драматичность, глубокая проникновенность в образ, способность подниматься до взволнованной патетичности, чувство высокого оптимизма, что явственно ощущалось в героико-эпических жанрах, в драматических поэмах, балладах и песнях. Легким пластичным движением он мог подчеркнуть наиболее значительные места в пении хора или игре оркестра. Он не пытался «гипнотизировать» исполнителей глазами, однако его сосредоточенность и внутренняя собранность передавались полностью и хору, и оркестру. При этом музыка захватывала его целиком, а техника дирижирования рассматривалась лишь как средство выявления и передачи всей глубины исполняемого произведения.

В.П. Соловьёв-Седой вспоминал: «Спокойствие и мудрость, неизменная доброта, жизнерадостность, хорошая улыбка русского человека, шутки к месту – вот чем наполняет Борис Александрович собеседника, старого ли знакомого, нового. И как он преображается на сцене во время репетиции или на концерте! Напряжение, строгость, волевое устремление дирижера сплотить артистов в единое целое, буквально трепетное, самозабвенное отношение к искусству, к музыке, к песне…».

В работе над каждой песней, по словам народного артиста СССР, профессора В.Г. Соколова, Борис Александрович следовал двум принципам: исполнение должно быть мужественным, оптимистичным, глубоко выразительным, отмеченным высоким исполнительским мастерством, и в то же время – предельно демократичным, понятным самой широкой массе слушателей, вместе с тем в песне необходимо бережно сохранять индивидуальные черты стиля композитора. И этот труднейший процесс создания художественного произведения Борис Александрович проводил безукоризненно четко и целеустремленно.

«Меня всегда восхищала, – писал В.Г. Соколов – и восхищает необыкновенная музыкальная, я бы сказал, исполнительская память Бориса Александровича, которая позволяет ему свободно, без всякого напряжения, дирижировать наизусть огромным количеством песен, каждая из которых полна множеством условностей, заключающихся в чередовании хоровых партий между собой, между хором, солистом и оркестром, приемов голосоведения. Цезура, ферматы, смена динамики от тишайшего пианиссимо до мощнейшего фортиссимо, ускорения, замедления и много, много других элементов – всё это многообразие приемов, создающих образ песни, всё прочно зафиксировано в памяти дирижера, и волевые его жесты неукоснительно утверждают созданный исполнительский облик».

С началом войны ансамбль был разделён на четыре группы. Три из них отправлены в действующую армию. Четвёртая группа, в числе руководителей которой был и Борис Александров, осталась в Москве для обслуживания уходящих на фронт частей и для выступления по радио. Работы было много. Концерты по радио, грамзапись, записи для кинохроники и концерты для воинов. Неоднократно Борис Александров бывал на различных фронтах во главе концертных бригад. «Задачи нашей работы, - говорил он – были определены с самого начала: наш фронт – это военно-патриотическая музыка, в первую очередь песня. Мы стремились средствами своего искусства воспитывать боевой дух солдат, его патриотизм, стойкость…».

Также в годы войны Борис Александров стал организатором и первым художественным руководителем Ансамбля советской песни Всесоюзного радио - коллектива, активно пропагандировавшего песни советских композиторов и народную музыку патриотической направленности. Коллектив состоял из смешанного хора, оркестра и группы известных певцов-солистов. Передачи шли прямо в эфир, поэтому нередко приходилось выступать перед микрофоном поздней ночью, ранним утром, а порой и ночевать в радиоцентре.

Знаменательным для Бориса Александрова стал 1943 год: он призван в ряды Вооружённых Сил и назначен на должность заместителя начальника Ансамбля. Интересны воспоминания об этом времени народного артиста СССР К.Б.Птицы: «Грозная зима 1943 года. В одной из комнат ЦДКА за столом в расстёгнутой генеральской шинели сидит А.В. Александров. Ему нездоровится. Сдаёт сердце. Я приехал доложить ему о консерваторских делах… Входит быстрыми шагами Борис Александрович. Он в мундире, но поверх одето пальто с меховым воротником. Молодой офицер элегантен и деловит. Как всегда ласково здоровается и тотчас, забрав со стола нотные листы, выходит. На нём уже немалая доля забот его отца. Александр Васильевич устало смотрит ему вслед и говорит с задумчивой грустью: «Скоро все дела ансамбля лягут на его плечи».

И действительно, в 1946 году, после скоропостижной смерти Александра Васильевича, на должность художественного руководителя и главного дирижера ансамбля был назначен Борис Александров.

«Можно быть совершенно спокойным за судьбу ансамбля, - писал в 1947 году народный артист СССР А.В. Свешников. – Александр Васильевич Александров не только воспитал плеяду замечательных ансамблистов, но и подготовил достойную смену: его сын Борис Александрович принял ансамбль и ведет его по верному пути, продолжая традиции его организатора. Новый руководитель – большой художник, судьба отличного коллектива находится в надежных руках». И коллектив находился в надежных руках Бориса Александровича на протяжении сорока лет! Ему досталось богатое наследство, и он умело распорядился им. Пройдя путь от бережного сохранения «александровского» стиля и своеобразия народного искусства прославленного коллектива до предельного расширения жанровой сферы репертуара и создания масштабных героико-патриотических произведений – ораторий и кантат, Борис Александров продолжил путь отца к завоеванию Ансамблем мировой известности, всеобщей любви и признания, широкой популярности среди миллионов советских и зарубежных слушателей".

В послевоенные годы Краснознаменный ансамбль во главе с Борисом Александровым шестьдесят восемь раз выезжал за рубеж, и ему восторженно аплодировали Австрия, Алжир, Англия, Афганистан, Бельгия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Голландия, Египет, Испания, Италия, Кампучия, Канада, Китай, КНДР, Куба, Лаос, Люксембург, Мексика, Монголия, Польша, Румыния, Франция, ФРГ, Чехословакия, Швейцария, Югославия, Япония.

Борис Александров написал музыку к оперетте «Свадьба в Малиновке» для Московского Театра оперетты. В 1967 году «Свадьба в Малиновке» попадает на киноэкран. Одноимённый фильм снял режиссёр Андрей Тутышкин.

Всего композитором было создано 7 оперетт. Среди них: «Сотый тигр», «Девушка из Барселоны» (1942 год, либретто А. В. Софронова), «Моя Гузель» (1946 год) и других, двух балетов, в том числе — «Левша» (1955 год).

Dim lights Embed Embed this video on your site

Показательны рецензии этих лет. «Пианиссимо и фортиссимо хора, когда им управляет Александров, – писал корреспондент монреальской «Газетт» Джекоб Сыскинд, – фантастичнее и убедительнее, чем у любого хорового специалиста мира. Его крещендо и диминуэндо более тонко продуманны, чем у других дирижёров, которых мне приходилось слышать со времён Тосканини». Жильберт Блох писал в «Юманите»: «… Ансамбль сразу же покорил Париж, который помнил праздничные дни Международной Выставки 1937 года, когда этот коллектив был, что называется, «гвоздем программы»… Концерт захватывает, начиная с первого такта «Марсельезы»… Следовало упомянуть не только Бориса Александрова, директора ансамбля, но и Владимира Александрова, дирижёра оркестра, и хормейстера Виноградова, которые, наследуя Александрову-отцу, выковали эту замечательную труппу…»

В Париже Ансамбль был приглашён выступать в ночном гала-концерте с участием знаменитых артистов, весь сбор от которого шёл в пользу голодающих детей. Позже в адрес Ансамбля пришло благодарственное письмо за подписью директора фонда ЮНЕСКО: «Господин полковник Александров! Несмотря на огромную нагрузку, которую Вы несёте в Париже, Вы не отказались от участия в гала-концерте в пользу голодающих детей, организованном ЮНЕСКО. Участие хора Советской Армии способствовало великолепному успеху концерта, украсило его, придало ему нужное содержание и международный характер».

Восторженные отзывы рецензентов и зрителей всегда сопровождали выступления ансамбля, возглавляемого Борисом Александровым. В каждой командировке в войска, гастрольной поездке по стране или за её пределами своеобразным членом коллектива была книга отзывов, в которой отразилось отношение зрителей к русской народной и солдатской песне, пляске, творчеству артистов ансамбля.

В.П. Соловьёв-Седой говорил: «Борис Александров привёл ансамбль к вершинам мастерства, где удачно найденная, совершенная форма исполнения и глубокое содержание слиты в неразрывном единстве, покоряют художественной правдой. Ансамбль имени А.В.Александрова по-настоящему народен. И дело не только в том, что в его репертуаре десятки интересных обработок песен, принадлежащих А.В.Александрову и Б.А.Александрову. На народной основе стоит всё его искусство: сам жанр ансамбля зиждется на песенных и танцевальных традициях и по сути является порождением художественного творчества масс. Вместе с тем… ансамбль воплощает в своём творчестве нерушимое единство армии и народа».

С коллективом постоянно сотрудничали ведущие советские композиторы: М.И. Блантер, Е.Э. Жарковский, Э.С. Колмановский, И.М. Лученок, Л.А. Лядова, Б.А. Мокроусов. В.И. Мурадели, А.Г. Новиков, А.И. Островский, А.Н. Пахмутова, В.П. Соловьев-Седой, С.С. Туликов, О.Б. Фельцман, А.Г. Флярковский, Я.А. Френкель, А.И. Хачатурян, А.Н. Холминов, Т.Н. Хренников.

Так, композитор, народный артист СССР Т.Н. Хренников говорил: «С гордостью могу причислить себя к тем композиторам, которые благодарны армейскому коллективу и его руководителю за великолепное исполнение их произведений».

Однако и сам Борис Александров создал немало талантливых произведений и обработок народных песен, прочно вошедших в репертуар Ансамбля. Список работ Бориса Александрова-композитора внушителен. Здесь и симфоническая музыка, и камерно-инструментальная, и вокально-симфоническая, и театральная. Перед войной специально для Краснознамённого ансамбля композитор создал «Песню 10-й армии», «Буденновскую кавалерийскую», отразившие его неповторимый композиторский стиль, отличающийся русской напевностью и точной передачей специфики строевой солдатской песни, а после разгрома фашистов под Москвой – песню «Да здравствует наша Держава!» (на слова А.В. Шилова, артиста ансамбля).

Всего Борисом Александровым написано более 100 песен и сделано около 100 обработок народных песен, преимущественно патриотического содержания, что позволило современникам назвать его «композитором-патриотом» и «присвоить» пусть шутливое, но многозначительное звание «командарма советской песни».

Запись концерта  Дважды Краснознаменного Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. А.В. Александрова. Дирижер Игорь Раевский

Dim lights Embed Embed this video on your site

В 1985 году музыкальная общественность столицы отметила 80-летие со дня рождения Бориса Александровича, в 1987 году, после почти полувековой деятельности в ансамбле, он передал руководство коллективом народному артисту РСФСР И.Г. Агафонникову, а в 1994 году ушёл из жизни.

Адрес сайта Ансамбля имени Александрова здесь.

Документальный фильм "Александровцы - 80 лет" о Дважды Краснознаменном Академическом ансамбле песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова. Год выпуска - 2008 г.
Продолжительность - 55 мин.

Dim lights Embed Embed this video on your site

 
Поделиться:
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в марте
Праздники