Винный склад, завод пластмасс… Что дальше?
Направляясь от железнодорожного вокзала в сторону центра города по адресу: ул. Первомайская, 54 нельзя не заметить старого, обшарпанного, но очаровательного своей необычной архитектурой здания – Тюменского завода пластмасс.
История каждого здания – это своя, особенная, жизнь, часто похожая на жизнь человека. Архитекторы и строители возводят его для одних целей, но, являясь неотъемлемой частью большого городского организма, зачастую здания меняются вместе с ним. Создателей уже нет в живых, а их творение продолжает приносить пользу людям, живущим в городе, формируя вокруг себя свое собственное, отличное от всех остальных, пространство. И, выживая в тяжелых условиях формирования нового архитектурного облика, принятия очередных поправок в Генеральный план города, здание пытаются вписать в рамки определенного времени.
Ровно такая история и произошла со зданием Тюменского завода пластмасс. Поводом вновь обратить внимание на здание по адресу: улица Первомайская, 54 стало решение совета акционеров на внеочередном собрании 11 января о ликвидации «Тюменского завода пластмасс». Срок ликвидации предприятия также известен – до 31 декабря 2013 года. В настоящее время здание находится в частной собственности. Возникает закономерный вопрос – что станет с и без того «забытым» реставраторами зданием, какова его ценность и история?
«Хмельная» молодость
В 1902 году вблизи железной дороги началось строительство казенных винных складов. Они были выполнены в едином «краснокирпичном» стиле, и до сих пор комплекс включает в себя два винных склада и заводскую трубу. Здания складов являются признанными образцами уникальной промышленной архитектуры.
Это был первый водочный завод в Тюмени, сюда еще до 1917 года была подведена железнодорожная ветка. Интересно, что уже тогда производство было механизированным. В «Списке населенных мест Тобольской губернии», опубликованном в 1904 году, значится, что помимо казенного винного склада в Тюмени насчитывается 12 казенных винных лавок. Население города в это время составляло 29 690 человек, количество улиц и переулков Тюмени было равно 110, а освещались они керосином.
В советские годы сменилось название, но не назначение здания. Теперь его стали именовать – городской спиртоводочный склад.
Эхо войны
В 1941 году в Тюмень были эвакуированы московский №94 и днепродзержинский заводы авиационных лаков, который и разместили в здании склада. Автор книги «Прогулки по Тюмени» Александр Иваненко: «Всю войну завод работал на нужды фронта, назывался он секретно - №636. После окончания войны завод остался в Тюмени, пополнив собой число тюменских промышленных предприятий.
В 1942 году завод был переведен в здание Ильинской церкви, а в здании по улице Пермякова расположился эвакуированный завод. Тогда он носил длинное имя – Тюменский завод пластмасс Главного управления промышленности пластических масс Наркомата химической промышленности СССР. Он был небольшим по величине, но занимался выпуском важной стратегической продукции, которую применяли в качестве связующего материала на предприятиях авиационной и танковой промышленности.
После окончания Великой Отечественной войны, в 1948 году, заводу дали название «Пластмасс» и перевели на изготовление гражданской продукции». Предприятие осталось на территории города. За 1950-е годы выпуск продукции заводом был увеличен более чем в три раза.
На протяжении всей своей истории в стенах Тюменского завода пластмасс было внедрено большое количество передовых для своего времени технологий, появился научно-исследовательский центр.
Александр Иваненко отмечает, что разговоры о переведении завода за черту города, связанные с вредными выбросами в атмосферу, начались еще в 2003 году. В 2006 году была подготовлена площадка под строительство нового завода, после чего утвержден бизнес-план под названием «Строительство завода по производству синтетических смол». А уже в следующем году началось строительство производственных корпусов и монтаж технологического оборудования. И совершенно неожиданным для всех стало заявление в начале текущего года о том, что завод прекратит свое существование к концу года.
Таким образом, более чем 70-летняя история завода подошла к концу, но жизнь здания продолжается, и что будет располагаться здесь в дальнейшем – покажет время.
Что дальше?
Чтобы представить, какой будет судьба того или иного здания, стоит обратить внимание на его архитектурную и историческую ценность. Итак, в чем же значимость комплекса этих зданий для Тюмени?
На этот вопрос нам ответил историк, художественный руководитель «Радио Победы» Валерий Чупин: «Казенный винный склад – это редчайший для Тюмени комплекс зданий промышленной архитектуры конца XIX – начала ХХ вв., выполненный в краснокирпичном стиле. Физическое состояние памятника в данном случае значения не имеет, так как, согласно закону, на госохрану можно принимать и руины, и фрагменты зданий и сооружений, но здесь другой случай – здания в основном в хорошем состоянии. В Тюмени, кстати, есть редкие примеры, когда разваливавшиеся здания бережно реставрировались владельцем с использованием строительных материалов, современных постройке (то есть, из старого кирпича) и в результате – становились украшением нашего города». В качестве примера эксперт приводит здание ресторана «Коммерческий трактир «Склад №1» (Республики, 42/3), который еще несколько лет назад был объектом, как казалось, обреченным на снос. «Он представлял угрозу для жизни, прохожих и жильцов близлежащих домов, – отмечает Валерий Александрович, – а благодаря его собственнику (С.Р. Дубинскому) превратился в «культовое» место в самом центре города, любимое тюменцами и гостями областной столицы. Так что все зависит от желания, образования, культурного уровня и так далее, а не от физического состояния памятника».
Валерий Александрович предлагает свой вариант развития событий и будущего этого здания: «В Европе, например, в старых заброшенных заводских корпусах устраиваются залы для выставок современного искусства и т. п. В старые стены, впитавшие в себя саму историю, вливается новая жизнь… И эти залы гораздо привлекательнее, интереснее, чем современные стеклобетонные».
И действительно, таких примеров в Европе предостаточно. Взять хотя бы Modem Berlin (Германия) – место для выставок с пещерами в самых неожиданных закоулках, бункерах с 24-метровыми потолками занимает площадь 21 кв. км. Переделанный из бывшей электростанции, зал приветствует художников всех направлений, которые отважились работать с гигантскими формами. Художественная галерея в здании электростанции есть и в Мадриде (Испания) – CaixaForum. Сооружение уже начало разваливаться, но ее вовремя спасли архитекторы Герцог (Herzog) и де Мерон (de Meuron), превратив CaixaForum в место проведения выставок современного искусства.
От «хмельной» юности, будучи казенным винным складом, через жесткое военное «взросление» здание бывшего Тюменского завода пластмасс пришло к новому этапу своего существования. Удачное расположение – вблизи от центра города, – достаточно большие площади – все это делает здание достаточно привлекательным для будущих инвесторов. И что это будет – мы, возможно, узнаем уже в этом году.
Для справки:
Кирпичный стиль – простой и практичный способ отделки фасадов приходит на смену непрочной и недолговечной штукатурке, получивший распространение в архитектуре России последней трети XIX века. При возведении здания поверхность кладки стали оставлять обнаженной либо облицовывали ее высококачественным кирпичом или керамическими плитками (Юсупов Э.С. Словарь терминов архитектуры. – СПб., 1994).
Екатерина Черкасова
Еженедельник "Недвижимость Строительство для всех" - №3 (28 января) 2013 - с.78-80