Рождённые в ноябре

Самуил Маршак
Игорь Тальков
Олег Борисов
Дмитрий Покрасс
Ян Френкель
Станислав Куняев
Радио Победы Кино, театр Кино, театр Кулешов Лев Владимирович

Кулешов Лев Владимирович

Лев Кулешов родился 13 января (1 января по старому стилю) 1899 года, в Тамбове, в дворянской семье. Его отец был художником, а мать — сельская учительница. В 1914 окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. В кино начал работать как художник (с 1916). Один из пионеров советского киноискусства, сыграл большую роль в исследовании специфики киноискусства, в развитии кино языка, монтажа, технологии съёмок. В 1916-1919 — художник-декоратор, помощник режиссера в акционерном обществе «А. Ханжонков и К» в фильмах режиссера Е. Бауэра. В 1919 Лев Кулешов возглавил учебную мастерскую в Госкиношколе, будущем ВГИКе, основателем которого стал вместе с Владимиром Ростиславовичем Гардиным. Среди его учеников были: Всеволод Илларионович Пудовкин, Борис Васильевич Барнет, Александра Сергеевна Хохлова, Виктор Михайлович Георгиев, Сергей Петрович Комаров (наст. фамилия Лаврентьев) и другие.
Кулешов уже тогда знал, что значит жить «собственными силами», что значит «быть самим собой». «Дорежимному» кино противопоставил не «массу», а форму. Как молодой образованный человек, Лев не мог не думать о том, что в современной культуре возникло противопоставление традиционного «фигуративного» изображения целостному пространству. Понимание этой целостности — контекст известных его теоретических работ («Знамя кинематографии», «Искусство кино», «Практика кинорежиссуры») и еще более известных ранних экспериментов («Эффект Кулешова»). Кадр — не фон для фигуры актера, автоматически приравниваемый к «жизни», а именно прямоугольник, условность, жизни не равная.
Фильм — эффект движения не только на фоне, но и «над» ним — между кадрами. Только эта первоначальная геометрическая условность порождает затем «жизнь», психологию, чувства. Отсюда и чисто пространственное понимание монтажа, и пластический тренинг натурщиков, которых, конечно нельзя путать с типажами. Типаж — понятие идеологическое, идущее от сравнения лица с «массой». Натурщик — любой человек, обученный вписываться в плоский кадр, в котором скелетообразная худоба Александры Сергеевны Хохловой (его постоянной актрисы и жены) с длинными конечностями и абсолютно графическое лицо оказываются потрясающе фотогеничными.

 
Поделиться:
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в ноябре
Праздники