Рождённые в марте

Валентина Терешкова
Андрей Миронов
Сергей Никитин
Владимир Касторский
Клавдия Шульженко

Радио Победы Музыка Победы Песни Антонова Елизавета Ивановна

Антонова Елизавета Ивановна

 Елизавета Ивановна родилась в Самаре 7 мая 1904 года.

 Советская оперная певица (контральто). 
Заслуженная артистка РСФСР (1947).
Народная артистка РСФСР (1951).

 

В 1923 году в восемнадцатилетнем возрасте она приехала в Москву с единственным желанием — учиться петь, и была принята в хор Большого театра. Брала уроки у М. А. Дейши-Сионицкой. В 1928—1929 годах солистка ЛенМАТОБ. С 1930 года училась в Первом Московском государственном музыкальном техникуме под руководством Татьяны Г. Держинской. 

В 1930—1933 годах выступала как концертная певица. 
В 1933—1954 годах - солистка ГАБТ.

 

На протяжении более двадцати лет, с 1933 по 1954 год, полнозвучное контральто Елизаветы Ивановны Антоновой дивной красоты и силы звучало со сцены Большого театра. Долгое время ее голос раздавался во многих концертных залах нашей страны. Много незабываемых образов было создано Антоновой в Большом театре в те годы, когда за дирижерским пультом стояли такие выдающиеся дирижеры, как Н. Голованов и А. Мелик-Пашаев, Л. Штейнберг и С. Самосуд, А. Пазовский и В. Небольсин, а постановки осуществляли Леонид Баратов и Борис Покровский, Рубен Симонов и Сергей Эйзенштейн. Ее сочный низкий голос пленительного тембра был способен передавать самые разнообразные оттенки человеческих чувств, национальный колорит оперных героев, тончайшие нюансы вокальной лирики. До сих пор многие помнят образы, созданные певицей на оперной сцене — сочная Солоха и кокетливая Ольга, сказочный хан Ратмир, тоскующий об оставленной им Хазарии, и пылкая Кончаковна, дочь половецкого хана из оперы Бородина «Князь Игорь», страстно влюбленная в русского княжича Владимира, — в этих партиях раскрывалась богатейшая палитра вокальных красок голоса Антоновой. А какой томительной восточной негой наполнен дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича, записанный ею в конце 30-х годов вместе с Иваном Семеновичем Козловским!

Наибольший успех и симпатии зрителей принесла Антоновой роль Солохи в опере Чайковского «Черевички» (постановка Рубена Николаевича Симонова 1941 года). Во время работы над этой ролью Елизавета Ивановна писала: «Образ Солохи интересен тем, что в нем сочетаются все виды переживаний. В ней есть и легкий флирт, и лирика, и настоящая любовь, и драматические моменты. Такое многообразие действий заставляет меня думать и жить жизнью данного персонажа, и те моменты, когда мне это удается, доставляют большое творческое наслаждение». В отзывах того времени, в частности, отмечалось: «Прекрасный голос Антоновой, обладающий какой-то особенной полнотой, мягкостью и теплыми пульсациями, стал еще красивее... Образ стареющей кокетки, дарящей свою благосклонность и Голове, и дьяку, и Чубу, и даже самому черту, вылеплен Антоновой мастерски». В годы Великой Отечественной войны, находясь вместе с коллективом Большого театра в эвакуации в Куйбышеве (ныне Самара), Антонова выступала в этой партии и в 1942 г. получила за нее Государственную (в то время — Сталинскую) премию СССР.

Среди немногих чисто «женских» ролей Антоновой помимо Княгини в «Русалке» и Кончаковны выделяются Надежда в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Полина и Ольга в операх Чайковского «Пиковая дама» и «Евгений Онегин», Фрика в «Валькирии» Вагнера в знаменитой постановке Сергея Эйзенштейна 1940 г. Последнюю работу певицы отметил Зигфрид Вагнер (внук композитора), пожелавший иметь у себя фотографию Антоновой в этом образе. Чрезвычайно требовательный Эйзенштейн в своем дневнике за 1940 год отметил точное соответствие исполнения Антоновой партии Фрики своему видению этого образа.

Уйдя в 1954 году на пенсию, Антонова продолжала активную концертную деятельность. Камерный репертуар Елизаветы Ивановны был очень обширен. Его составляли произведения русских и западноевропейских классиков, народные и современные песни. Мало кто знает, что в фильме Г. Александрова «Светлый путь» Антонова исполняет вступительную песню Дунаевского «Высоко под самой тучей», ставшую шлягером сороковых годов. В 1930-е годы вместе с Никандром Ханаевым, Марком Рейзеном и Наталией Шпиллер Антонова принимала участие в исполнении 9-й симфонии Бетховена, которое вошло в анналы мирового исполнительского искусства. Последние годы вплоть до своей кончины в 1994 г. Елизавета Ивановна жила в Москве. К столетнему юбилею Елизаветы Антоновой выпущен ее первый сольный компакт-диск.

 
Поделиться:
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в марте
Праздники