Художники Японии
Искусство живописи в Стране восходящего солнца испокон веков было связано с каллиграфическим искусством. Большую роль в развитии японской живописи сыграло распространение в стране буддизма. Дело в том, что для посвящения верующих в события буддийской священной истории, массово создавались длинные свитки под названием эмакимоно, на которых изображались исторические сцены и зарисовки из притч. Первоначально эти рисунки были очень простыми и носили скорее символический характер, но с течением времени их качество возросло, и лучшие эмакимоно необыкновенно выразительны.
Цукиоки Ёситоси, «Призраки и демоны»Цукиока Ёситоси (1839—1892) — японский художник. Известен как последний великий мастер Укиё-э, японской гравюры на дереве. Также Цукиока Ёситоси считается одним из главных инноваторов. Его карьера охватывает две эпохи — последние годы феодальной Японии и первые годы современной Японии после реставрации Мэйдзи. Как и многие другие японцы он интересовался новыми вещами привнесёнными из остального мира, однако, со временем, его всё больше стала волновать потеря многих аспектов традиционной японской культуры, среди которых традиционная гравюра по дереву. В то время как Япония адаптировала западные методы репродукции искусства, такие как фотография и литография, он работал в старой манере. В Японии, которая отказывалась от своего прошлого он, практически в одиночку, сумел поднять искусство Укиё-э на новый уровень. После смерти художника, его слава продолжала расти как на западе, так и в Японии и, в настоящее время, он почти повсеместно признаётся как наиболее выдающийся художник своей эпохи. |
Охара Косон, «Черный ворон»Косон Охара (1877 — 1945; наст. имя Матао Охара) — японский художник и гравёр конца XIX — начала XX века.
Косон Охара, или Матао Охара родился в городе Канадзава префектуры Исикава, на севере Японии. Художник учился живописи в технической школе префектуры Исикава с 1889 по 1898 год. В 1899 году Косон переехал в Токио, где начал заниматься жанром укиё-э. Там Охара познакомился с Судзуки Касоном (яп.)русск. (1860—1919), который и дал ему псевдоним Косон. Позднее Охара создал несколько гравюр, изображающих военные действия (жанр «сэнсо-э») на тему русско-японской войны. Тогда многие художники жанра укиё-э изображали китайско-японскую и русско-японскую войны. Скоро в моду вошла фотография — новый вид изображения событий. Вскоре работы Охары Косона перестали продаваться, и единственным заработком стало преподавание в школе изящных искусств в Токио. В 1926 году близкий друг художника, Эрнест Феноллоза, куратор отдела японского искусства в Бостонском музее, огромный поклонник японской традиционной живописи, уговорил художника снова заняться живописью. После этого Охара работал исключительно в жанре катё-га — изображения птиц и цветов. Работы художника хорошо продавались за рубежом, особенно в США. Он активно работал до 1935 года. |
Утагава Кунисада « Девушка под зонтом»Утагава Кунисада — крупнейший японский художник и мастер цветной графики (ксилографии) периода Эдо.
Первый известный оттиск работы Кунисады относится к 1807 году, однако следующие датируются уже 1809-10 годами. С 1808 года он работает как иллюстратор книг, причём популярность рисунков Кунисады растёт с каждым годом. В 1809 году он уже называется «звездой» школы Утагава, а в 1810-11 годах оценён как равный по мастерству своему учителю Тоёкуни. В 1808 или 1809 годах появляется его первая серия портретов театральных актёров; одновременно выходят серии видов города Эдо и бидзинга. В 1813 году был официально признан вторым по значению мастером стиля укиё-э (после его учителя Тоёкуни). Начиная с 1810 года Кунисада использует псевдоним Гоготэй, встречающийся вплоть до 1842 года на всех его гравюрах по тематике кабуки, а с 1825 года также псевдоним Котёро — для всех остальных своих работ. В 1844 году Кунисада принимает имя своего учителя, и некоторые работы подписывает как Тоёкуни III. Утагава Кунисада входит в первую тройку великих мастеров укиё-э, вышедших из школы Утагава — наряду с Утагавой Хиросигэ и Утагавой Куниёси, при жизни далеко превосходя этих двух последних как по популярности, так и по продаваемости своих работ. |
Китагава Утамаро, «Женщина с веером» (1753 — 1806)Китагава Утамаро (1753—1806) — японский художник, один из крупнейших мастеров укиё-э, во многом определивший черты японской классической гравюры периода ее расцвета в конце ХVIII в.
Утамаро обращался к сюжетам из жизни ремесленников, создавал пейзажи, изображения фауны и флоры (альбомы гравюр «Книга о насекомых», 1788, и др.), однако прославился произведениями, посвященными гейшам квартала Ёсивара (альбом гравюр «Ежегодник зелёных домов Ёсивара», 1804[1]). Виртуозно обыгрывал декоративный эффект белой поверхности бумаги. Часто использовал бесконтурную технику письма, киноварь и слюдяную краску в печати. в ряде случаев использовал в женских портретах погрудные композиции (впервые в японской ксилографии). Утамаро достигал особой тонкости в передаче душевных состояний. В 1804 г. за изображение героя японской истории Тоётоми Хидэёси «в неподобающем виде» Утамаро попадает в тюрьму. Арест нанес ему психологическую травму. Он не смог оправиться от перенесенных потрясений, и поздний период его творчества окрашен в трагические тона. Вскоре после освобождения из-под стражи Утамаро скончался. Изысканно-поэтическое творчество Утамаро сыграло важную роль в пробуждении у европейцев конца 19 в. интереса к японской гравюре. |
< Предыдущая | Следующая > |
---|