Рождённые в июне

Жаннэта Металлиди
Михаил Александрович Матвеев
Галина Улетова
Марина Ладынина
Юрий Яковлев
Валентин Кручинин
Радио Победы Кино, театр Кино, театр Хазанов Геннадий Викторович

Хазанов Геннадий Викторович

ХАЗАНОВ Геннадий Викторович (род. 01.12.1945) - артист эстрады, театра, кино. Нар. арт. РФ (1994). Лауреат Гос. премии (1995). С детских лет копировал чужие голоса, исполнял басни, миниатюры из юмористических журналов, ТВ и радиопередач. В 14 лет ему удалось познакомиться со своим кумиром - А.Райкиным; получил возможность бывать на его спектаклях («...в течение многих лет изучал его работы, как в микроскоп», - скажет впоследствии).

Заканчивая десятилетку (вечернюю школу), а также без особого усердия музыкальную школу, занимался в самодеятельности Московского инженерно-строительного института, участвовал в студии МГУ «Наш дом». После неудачных попыток поступить в Театральное училище им. Б.Щукина, Школу-студию МХАТ со второй попытки зачислен в ГУЦЭИ. Его педагогом стала Надежда Ивановна Слонова, в прошлом одна из ведущих актрис Московского театра сатиры, много выступавшая на эстраде. В 1969 окончив ГУЦЭИ, Xазанов - конферансье в Гос. эстрадном оркестре РСФСР под управлением Л.Утесова, с 1971 в Москонцерге.

Гастроли по всей стране начались еще в студенческую пору. Уже тогда в репертуаре появился монолог учащегося кулинарного техникума (впервые был исполнен X. в самодеятельности МИСИ, один из авторов студент этого института Л.Измайлов). Робкий, доверчивый «маленький человек», чье простодушие нередко оборачивалось житейской мудростью, мгновенно стал всеобщим любимцем. Вместе с ним к X. пришла известность. Лауреат V Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1976) за исполнение монолога С.Альтова «Премия» и пародий на А.Акопяна и Н.Озерова.

Несмотря на массовый успех, не ограничивается найденной маской «кулинара», а вскоре и вовсе от нее отказывается. В 1978 он выпускает спектакль «Мелочи жизни» с участием балета Московского театра эстрады (авт. Л.Хаит, реж. Б.Левинсон, композитор В.Добрынин, худ. Э.Стенберг и М.Барт). Сатирические монологи в образах «Попугай», «Кот» надолго остались в концертном репертуаре X.; в монологе «Мечта» впервые появился трагикомический персонаж. Красочное, музыкальное второе отделение спектакля целиком состояло из пародий (на А.Пугачеву, Л.Лещенко, А.Райкина и др.), исполнявшихся как бы от имени различных персонажей «Золотого ключика». В 1981 - новый спектакль «Очевидное и невероятное» (авт. Хаит, реж. П.Хомский, худ. А.Коженкова, постановщики трюков Л. и Ю.Мозжухины). В сатирических монологах «Пыль в глаза», «Бег в мешке», «Нужная фамилия» и др. представали различные современные, «отчеканенные» артистом типажи. X. легко, изящно переходил от созданных персонажей к самому себе, артисту, обладающему врожденным даром контакта с публикой. В спектакле было много зрелищности, трюков, снова участвовал балет; в завершающей лирико-сатирической миниатюре «Инопланетянин» герой тщетно искал контакта с земной цивилизацией: «пить научится - будут контакты», - грустно заключал артист.

Сатира X. вызывала недовольство официальных лиц, с артистом беседовали, наставляли; купюры в тексте приводили к появлению новых, еще более острых реплик (стал заканчивать спектакль прямым общением со зрителями и исполнением новых концертных номеров). В 1984 последовало запрещение не только спектакля, но и публичных выступлений. Популярность артиста еще выросла, он продолжал выступать в клубах, на закрыты» вечерах, в концертах без указания в афише. Исчерпав для себя жанр монолога в образе, обращается к рассказу («Фотография», «Беспокойный старичок» М.3олуенко), все меньше дорожит репризой. В репертуаре появляется ленингр сатирик М.Городинский (рассказы «Серафима». «Удача», «Жених» и др.). В 1986 играет «Избранное», решительно отказавшись от всякой зрелищности (на авансцене перед закрытым занавесом лишь стол, стул и стойка с микрофоном). Во всеоружии мастерства X. как бы вернулся к исходным рубежам, когда со своим номером оказывался один на один со зрителем. Но создание целостного спектакля увлекает артиста попрежнему. В 1987 X., руководитель и единственный актер театра МОНО, показывает премьеру «Масенькие трагедии» (авт. Городинский, реж. Р.Виктюк, худ. В.Боер). Пять новелл Городинского в обрамлении пролога и эпилога с гоголевским текстом превратились в театрализованные рассказы, отнюдь не рассчитанные на «смеховую» реакцию публики. В каждом артист создавал психологически углубленные характеры, настраивавшие на размышление о смысле жизни, о драматизме человеческих судеб.

Реализацией мечты о «настоящем» театре стало участие в спектакле «Игроки» (1992), поставленном С.Юрским на сцене МХАТ с Е.Евстигнеевым, А.Калягиным, В.Невинным и др. Процесс работы для X., по его собственному признанию, был важнее результата. Учился не только на репетициях, но и на каждом спектакле, внимательно наблюдая из-за кулис игру партнеров. Постоянное недовольство собой, ощущение девальвации эстрадной «исповеди», самого жанра («успели столько налгать»), а также трудности с репертуаром в связи с тем, что лучшие авторы сами стали исполнителями, приводят к длительным перерывам сольных программ X. Успешно дебютирует в кино («Маленький гигант большого секса» Н.Досталя по Ф.Искандеру, 1993), в работе был свободен от ставшей для него теперь тяжкой необходимости слышать немедленную смеховую реакцию зала («карьеру» киноартиста продолжил в к/ф Досталя «Полицейские и воры» - 1997). Ощущает кризис сатиры, деструктивной по природе; в современных условиях хочет видеть свой жанр «конструктивным». Стремится отойти от политики (хотя это ему и не удается, достаточно вспомнить его пародии на политических деятелей), направить усилия на исследование человеческих характеров. Программа «Вчера, сегодня, завтра» (1989) о бедственном состоянии общества, бездуховности, озлобленности, трусости, подозрительности, зависти. В ней используются различные эстрадные формы: построенный на репризах диалог («Собрание» Из­майлова), монолог в образе («Многострадальная сказка» А.Левина), рассказы «Погоня», «Послание» Городинского), пародия «Лев и одноглазый тигр» Альтова. Изобразительный дар X. позволяет показать множество персонажей с помощью мимики, пластики, тембра голоса, ритма. Он по-прежнему легко вызывает смех, рискованно ходит по лезвию «примитивного» юмора, но внутреннее мироощущение артиста вносит драматические ноты. Начинает свои программы с «примерки» к публике, выдерживает длительную паузу - усаживается, снимает часы, листает страницы текста, внимательно наблюдая за зри­телями, как бы испытывая их на «прочность». После многочисленных гастролей за рубежом (США, Германия, Израиль и др.) в 90-е гг. изменился имидж артиста. «Свой парень», каким он был для широкого зрителя, стал артистом (изменились костюм, прическа), установившим четкую дистанцию с публикой. Последние программы «Чужие юбилеи» (1997), «Праздник, кото­рый всегда...» (1998) построены, в основном, на вещах молодого автора из Томска Евгения Шестакова («Колыбельная сказка», «Самолет», «Урок истории» и др.). Много выступает на ТВ, не только с номерами (в концертах, юбилейных программах и т.д.), но и в разного рода диалогах и интервью. С 1997 худ. рук. Моск. гос. теат­ра эстрады. Дочь Алиса - танцовщица. Окончила хореографическое училище, работает в Большом театре, училась в США в школе танца модерн.

Литература: Славкин В. Я должен рассмешить // Смена. 1976. № 1. С. 22-23; Дмитриев Ю. Геннадий Хазанов // Театр. 1988. № 5; До и после кулинарного техникума: [Беседы с X.] // Смена. 1988. № 19. С. 21-23; Слонова Н. Геннадий Хазанов. М., 1988; Уварова Е. Право на экспери­мент // СЭЦ. 1988. № 12; Эстрада - это место действия: [Беседа с X.] // Эстрада: что? где? зачем? М., 1988; Василинина И. Дайте отдохнуть: («чернуха»: за и против) // Театр. 1990. № 10; «За что нас приговорили ко всеобщему счастью?»: [Беседа с X.] // Огонек. 1990. № 35; Ланкина Е. Маленький гигант большого смеха // Семь дней. 1998. № 41.

Е. Д. Уварова

 
Поделиться:

 

Тюменская филармония

 Мой портал


Вы можете выбрать другой город
Рождённые в июне
1.6 —  Пэт Бун
26.6 —  Гару
Праздники