"Три танкиста"Экипаж машины боевой Летом 1938 года японские милитаристы атаковали советскую землю в районе бухты Посьет , сопки Заозерной и озера Хасан . В истории эти события остались под именем Хасанских , хотя само по себе озеро Хасан не очень заметное. Противник напал на нас с территории Кореи и Манчжурии, в то время оккупированных им. С нашей стороны в бой вступили среди других родов войск танки. Двумя годами раньше советские танкисты маленькими группками добровольцев стали уезжать в Испанию. В рядах республиканцев они показали чудеса храбрости и мужества , но всему народу эти подвиги оставались неизвестны - о советских добровольцах в Испании писали скупо и мало. Подробнее... Добавить комментарий
"Шумел сурово брянский лес"Музыка: Сигизмунда Каца. Слова: Анатолия Софронова.
Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиограмма: «Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню». Это писали партизаны брянских лесов. Выполнить партизанский заказ Политуправление фронта поручило поэту Анатолию Софронову и композитору Сигизмунду Кацу. А. Софронов и С. Кац к тому времени написали вместе немало песен – героических и шуточных, маршеобразных и лирических. Но какой должна быть партизанская песня? – не строевая и не танцевальная, а песня для души, которую можно было бы спеть негромко у костра, в землянке, в лесу. Авторам вспомнилась старая народная песня на стихи декабриста Кондратия Рылеева «Ревела буря, дождь шумел». Вот такой должна она быть - суровой, мужественной, эпической.
Название и первые строчки новой песни «Шумел сурово брянский лес» навеяла забытая песня времен Отечественной войны 1812 года «Шумел, гудел пожар московский». Написали песню быстро. Она получилась широкой, величественной, близкая по духу характеру народных мстителей.
На фотографии Анатолий Софронов.
"Эх, дороги...."Музыка: Анатолия Новикова.Стихи: Льва Ошанина.
Казалось бы – вот уж настоящая военная песня. Фронтовая, солдатская, народная. Но… появилась она после окончания Великой Отечественной. И была написана по заказу. Композитор Анатолий Григорьевич Новиков и поэт Лев Иванович Ошанин сочинили её в победном 1945-м специально для концертной программы “Весна победная” Ансамбля песни и пляски НКВД. Постановщиком концерта был Сергей Юткевич - впоследствии Герой социалистического труда, народный артист СССР, известный советский кинорежиссер. В 1945-м он служил режиссером этого ансамбля.
Нужна была песня для придуманного Юткевичем эпизода: вагон, солдаты, возвращающиеся с фронта, тихо что-то напевают… Поскольку песня исполнялась «в поезде», то и название у неё первоначально было соответствующее - «Под стук колес». «Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги…» Песня получилась очень близкой народной песне - печальной, напевной.
На фотографии поэт Лев Ошанин.
«В землянке»Музыка Константина Листова, стихи Алексея Суркова. Песня «В землянке», по сути, о любви. И о разлуке, принесенной войной. Она - гимн подвигу. Лиричный, трогательный. Правдивый, потому что основан на реальной фронтовой истории. Песня «Бьется в тесной печурке огонь» родилась в конце ноября 1941 года после одного очень трудного дня меня фронтового дня под Истрой, вспоминал поэт Алексей Сурков. 27 ноября мы, корреспонденты газеты Западного фронта «Красноармейская правда», и группа работников Политуправления Западного фронта прибыли в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию, чтобы поздравить ее бойцов и командиров с только что присвоенным им гвардейским званием, написать о боевых делах героев. Во второй половине дня, миновав командный пункт дивизии, мы проскочили на грузовике на КП 258-го (22-го гвардейского) стрелкового полка этой дивизии, который располагался в деревне Кашино. Это было как раз в тот момент, когда немецкие танки, пройдя лощиной у деревни Дарны, отрезали командный пункт полка от батальонов… Отрезанным от своих командиров и корреспондентам пришлось прорываться под обстрелом минометов. А когда они были в безопасности, выяснилось, что пробивались они по минному полю. Достаточно было одному человеку задеть усик мины, чтобы все взлетели в воздух… На фотографии Алексей Александрович Сурков. «На солнечной поляночке»Песню написали поэт Алексей Иванович Фатьянов и знаменитый советский композитор-песенник Василий Павлович Соловьев-Седой. Композитор родился 25 апреля 1907 года в Петербурге в семье выходцев из крестьян. Мать знала и любила народные песни, они сыграли большую роль в становлении Василия как музыканта. Аверкин Александр ПетровичАлександр Петрович Аверкин родился 10 февраля 1935 года в деревне Шафторка Сасовского района Рязанской области. В 1959—1961 обучался в Музыкальном училище имени Гнесиных, в 1952—1955 участник семинара самодеятельных композиторов при СК СССР. В 1968—1975 учился на дирижерско-оркестровом отделении Московского института культуры.
Адмони Иоганн ГригорьевичИоганн Григорьевич Адмони (н.ф. Адмони-Красный) родился 17 июля 1906 года в Дессау (Германия).
Аедоницкий Павел КузьмичПавел Кузьмич Аедоницкий родился 19 августа 1922 года в селе Троицкое на Донбассе, Детство и юность прошли в Нижнем Новгороде (Горьком), где он окончил историко-теоретическое отделение музыкального училища и в 1941 году поступил в медицинский институт. В связи с военной необходимостью курс института был сокращён до трёх лет и в 1944 году молодой врач Аедоницкий начал военно-медицинскую службу на плавучем эвакогоспитале, размещённом на теплоходе "Карл Либкнехт", курсировавшем по Волге. В это время появились первые сочинения самодеятельного композитора.
Айвазян Артемий СергеевичАртемий (Арутюн) Сергеевич Айвазян родился 26 июня 1902 года в Баку.
Александров Александр Васильевич
Родился в селе Плахино (ныне — Захаровский район Рязанской области), 1 [13] апреля 1883 года в крестьянской семье.
В 1891 году Александров переехал в Санкт-Петербург, где пел в хоре Казанского собора, а с 1897 года — ученик Придворной певческой капеллы, по окончании которой в 1900 году получил звание регента. Через некоторое время поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Однако в 1902 году вследствие болезни и тяжелого материального положения А. В. Александров был вынужден прервать учебу и уехать в Бологое, где работал регентом соборного хора, а также педагогом по хоровому искусству в железнодорожном и техническом училищах. С 1906 года А. В. Александров работал в Твери, где работал хормейстером, организовал и возглавил музыкальную школу. Написал в это время симфонию и симф. поэму «Смерть и жизнь».. В 1909 году решил продолжить свою учёбу в Московской консерватории, которую закончил в 1913 году по классу композиции, а в 1916 году — по классу пения.
|