Две премьеры, определившие путь русского музыкального театра

Илья Ефимович Репин. Портрет Михаила Ивановича Глинки. 1887
Оперы Михаила Ивановича Глинки открыли новый этап в развитии русской оперы. Сочинений было два - "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") и "Руслан и Людмила", и оба они предопределили дальнейший путь русской национальной оперы. Интересно, что обе оперы были впервые представлены публике 9 декабря: в 1836 г. "Иван Сусанин", а в 1842 г. - "Руслан и Людмила". Зрители "Ивана Сусанина" не оценили, называя музыку "мужицкой", "кучерской". Композитор обращается к жанру русской народной песни, стараясь показать национальный колорит, а это было чуждо слушателям, привыкшим к номерам в духе итальянской арии. А вот Николай I оперой остался очень доволен и в знак своего восхищения подарил Глинке бриллиантовый перстень. Но с премьеры "Руслана и Людмилы" Николай I демонстративно ушел. А всё потому,
что в спектакле он увидел насмешку над собой. В IV действии Черномор шествует со свитой под звуки марша, исполняемого духовым военным оркестром на сцене (всем была известна любовь императора к военным парадам); затем в замке Черномора танцуют кавказский танец - лезгинку (под руководством императора Россия вела затяжную и далеко не всегда успешную войну на Кавказе). Вскоре после премьеры театральная дирекция отказалась от военного оркестра на сцене, и это послужило поводом для сокращения марша в последующих постановках. После революции 1917 года были предприняты попытки изменить сюжет оперы и перенести ее в советские реалии: первая редакция была - перенесение времени действия в эпоху большевистской революции.В соответствии с этим Иван Сусанин обратился в «предсельсовета» - в передового крестьянина, стоящего за советскую родину. Ваня обращён был в комсомольца. Поляки остались на месте потому, что в это время как раз была война с Польшей. Финальный гимн был перефразирован: «Славься, славься, советский строй». Известной стала другая постановка оперы - 1939 года, в её основу легло либретто поэта С.Городецкого. Его вариант сильно изменил сюжет: "прибыли" новые герои в лице Минина и Пожарского. Король Сигизмунд посылает отряд, чтобы разгромить русское ополчение. Войско оказывается под Костромой, в деревне, где живет крестьянин Иван Сусанин. Поляки требуют, чтобы тот показал им дорогу к стану Минина. О том, что Сусанин спас царя Михаила Федоровича, в новом варианте ничего не говорилось. Более того, в тексте либретто упоминания о царе вовсе отсутствовали. По указу Сталина опера стала называться «Иван Сусанин». С такими сюжетом и названием сочинение прозвучало на всех оперных сценах Советского Союза.









