Рождённые в марте

Валентина Терешкова
Юрий Гагарин
Александр Зацепин
Александр Городницкий
Клавдия Шульженко
Виталий Коротаев
Радио Победы Кино, театр Кино, театр Пудовкин Всеволод Илларионович

Пудовкин Всеволод Илларионович

Всеволод Илларионович Пудовкин родился по старому стилю — 16 февраля, по новому стилю — 28 февраля 1893 года в Пензе (через четыре года семья переехала в Москву). Его отец происходил из крестьян. Работая приказчиком, коммивояжером, он имел возможность дать сыну образование.
Пудовкин учился в шестой московской гимназии, увлекался живописью, игрой на скрипке, сочинительством пьес, астрономией, физикой, математикой, химией.
Родители видели его медиком, Всеволод же поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета.


Пудовкин не успел сдать выпускных экзаменов — началась война и он добровольцем ушёл на фронт. Служил в артиллерии. Во время боев на Мазурских болотах Пудовкин был ранен в руку и в январе 1915 года попал в плен. В лагере под городом Килем (Померания) Пудовкин работал химиком. 

В конце 1918 года он совершил удачный побег из плена. Вернувшись в Москву, устроился делопроизводителем в военкомат, через некоторое время — химиком московского завода «Фосген-1» .

В 1920 году в жизни Пудовкина произошёл крутой поворот — он поступил в Первую государственную школу кинематографии при Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса. Пудовкин занимался в классе Владимира Гардина, известного режиссёра, актёра, сценариста, затем перешёл в мастерскую Льва Кулешова.

Будучи студентом, Пудовкин начал принимать участие в создании фильмов. Как актёр он снимался с 1920 года, в том числе в картине Гардина «Серп и молот» (1921), на которой был и сорежиссёром. Вместе с Гардиным поставил пропагандистский фильм «Голод. Голод. Голод» (1921), написал сценарий ленты «Слесарь и канцлер» (1923, по пьесе А.В. Луначарского). 

В 1924 году Пудовкин женился на актрисе Анне Николаевне Земцовой (снималась в кино под именем Анна Ли).
После ухода из коллектива Кулешова Пудовкин рисовал карикатуры для журнала "Безбожник". Зимой он работал над книгами о кинорежиссуре и сценарном искусстве, а весной 1925 года поступил на студию "Межрабпом-Русь".
Учитывая большой интерес Пудовкина к естественным наукам, руководство студии поручило ему постановку научно-популярного фильма "Поведение человека" ("Механика головного мозга") (1926), излагающего сущность опытов и учения физиолога И.П. Павлова.
Фильм получил высокую оценку Рокфеллеровского института в США, использовался в качестве учебного пособия в университетах Англии.

Предложение одного из руководителей "Межрабпома" М. Алейникова поставить фильм по роману "Мать" А.М. Горького было для Пудовкина неожиданным. Вершиной творчества Пудовкина стали его фильмы второй половины 1920-х годов: «Мать» (1926, по А.М. Горькому), «Конец Санкт-Петербурга» (1927) и «Потомок Чингис-хана» (1928, в международном прокате — «Буря над Азией»), которые образовали трилогию о революционных переменах в начале 20 века. Отличие Пудовкина от других мастеров монтажно-поэтического кинематографа 1920-х годов заключается в индивидуализированном (а не только типажном) показе героев на экране, внимательной работе с актёрами, дотошной проработке деталей в кадре. Вместе с оператором А.Д. Головнёй Пудовкин добивался изобразительно выверенного кинематографического эффекта. Актёрская работа Пудовкина в экранизации «Живого трупа», осуществлённой в 1929 году Ф.А. Оцепом, демонстрирует высокий уровень проникновения в психологию Фёдора Протасова, по собственной воле выключившего себя из жизни.

Попытка Пудовкина применить методы монтажного кинематографа для исследования психологического состояния человека в фильме «Простой случай» (1932, сценарий А.Г. Ржешевского) привела к неоднозначному художественному результату. Картина стала странным симбиозом экспериментаторских наворотов и заурядной истории измены в семье красного командира. Режиссёр подвергся резкой критике, в том числе за упорное следование устаревшей стилистике немого кино, поэтому срочно был вынужден сделать идеологически и эстетически правильную картину «Дезертир» (1933) о революционной борьбе рабочего класса Германии.

Пудовкин с трудом приспосабливался к требованиям повествовательного кинематографа 1930-х годов и только в 1938 году создал пафосную «Победу» (1938, совместно с М.И. Доллером) о доблестных покорителях стратосферы. Большинство последующих лент Пудовкина относятся к биографическому жанру: «Минин и Пожарский» (1939, с Доллером), «Суворов» (1941, с Доллером) — за оба фильма Сталинская премия 1941 года, «Адмирал Нахимов» (1947, Сталинская премия), «Жуковский» (1950, с Д.И. Васильевым, приз Карловарского кинофестиваля; Сталинская премия за 1951 год). Особенно был удачен «Суворов» (в главной роли Н.П. Черкасов).

Антифашистская картина «Убийцы выходят на дорогу» (1942, с Ю.В. Таричем) во избежание аллюзий со сталинской диктатурой даже не была представлена на просмотр для высшего руководства и запрещена нижестоящими инстанциями. Пафосные военные драмы — новелла «Пир в Жирмунке» (с Доллером) в «Боевом киносборнике № 6» (1941) и «Во имя Родины» (1943, с Васильевым, по пьесе «Русские люди» К.М. Симонова, Пудовкин сыграл также роль немецкого офицера), как и послевоенные социальные киноповести («Три встречи», 1948, выпуск — 1950, с С.И. Юткевичем и А.Л. Птушко) и «Возвращение Василия Бортникова» (1953, по роману «Жатва» Г.Е. Николаевой), не лишены тенденциозности искусства сталинской эпохи, хотя и отличаются характерным для Пудовкина интересом к людским судьбам. 

В 1944 году Пудовкина избрали президентом киносекции ВОКС, которая осуществляла практически все международные связи советской кинематографии по общественной и творческой линии.
В последние годы своей жизни Пудовкин много путешествовал. Он мог свободно изъясняться на трёх языках, перед поездкой читал не только справочники и путеводители, но и серьёзные книги по искусству.

На протяжении почти всей своей творческой жизни Пудовкин не прекращал актёрской деятельности. Его последней значительной ролью стал Юродивый в «Иване Грозном» (1945) С.М. Эйзенштейна. Пудовкин был крупнейшим кинотеоретиком своего времени. Его книги «Кинорежиссёр и киноматериал» (1926), «Киносценарии. Теория сценария» (1926), «Актёр в фильме» (1934), теоретические статьи переводились на многие языки мира.

В июне 1953 года В.И. Пудовкин отдыхал в Доме творчества Дубулты под Ригой, когда его свалил грипп с высокой температурой. Чуть поправившись, он с присущим ему азартом бросился играть в теннис. В ту же ночь Пудовкин получил микроинфаркт. Через день-другой ему стало лучше, но, когда он решил встать, его поразил обширный инфаркт сердца, потом инфаркт лёгкого...
Летом 1953 года Всеволод Илларионович Пудовкин скончался.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (2 участок, 39 ряд, 20 могила).

 
Поделиться:
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в марте
Праздники