Рождённые в ноябре

Ксения Георгиади
Сальваторе Адамо
Михаил Пляцковский
Александра Пахмутова
Михаил Дудин
Борис Гребенщиков
Радио Победы Музыка Победы Исполнители Российские Лядова Людмила Алексеевна

Лядова Людмила Алексеевна

 

Людмила Алексеевна Лядова родилась 29 марта 1925 года в Свердловске в семье профессиональных музыкантов. Отец, Алексей Иванович, обладал прекрасным тенором и был солистом Свердловского оперного театра, кроме того, он играл на многих музыкальных инструментах, а когда возникли проблемы с голосом, стал скрипачом в оркестре. Прекрасно пела и мама, Юлия Петровна (д/ф Самойлова), по образованию хормейстер.
Обучение музыке с приоритетом игры на фортепиано начались с самого раннего детства в домашнем кругу, с 7 лет занятия продолжились в музыкальной школе у В.А.Бернгард, а в 10 лет Мила, преодолев большой конкурсный отбор, поступила на детское отделение Свердловской консерватории по классу фортепиано к ученице знаменитого Г.Г.Нейгауза профессору Б.С.Маранц.
Уже через год Людмила превосходно играла сложнейшие произведения классического репертуара, участвовала в смотрах, фестивалях, конкурсах. Большим событием стали для неё успешные выступления в 1939 г. и на следующий год на сцене Свердловской филармонии с исполнением самых сложных фортепианных произведений.
По окончании училища Людмилу зачислили в консерваторию в фортепианный класс к Б.С.Маранц. Параллельно она училась и на композиторском отделении у профессора В.Н.Трамбицкого, поскольку в самые ранние годы проявился и талант к сочинению музыки, уже в 6–8 лет появились песенки на стихи Агнии Барто.
Во время Великой Отечественной войны Людмила вместе с мамой активно участвовала в выступлениях концертных бригад на заводах и в воинских частях. Людмила играла классику и исполняла песни сольно и дуэтом с мамой.
В ноябре 1943 года в числе 12 лучших студентов Свердловской консерватории Людмилу Лядову направили в Москву на смотр молодых дарований, где её сразу заметили. В столицу приехала не просто талантливая студентка, а и начинающий композитор. К тому времени она уже написала детские миниатюры на стихи А.Барто и В.Петровского ("Спать пора", "Птенчики", "Уха", "Василек", "Бабочка", "Пастушок"), несколько хоров, фортепианных пьес, песен на военную тематику ("Три Тани", "Маруся-партизанка" и др.) и сонату для фортепиано.
По возвращении в Свердловск Людмила Лядова организовала дуэт с Ниной Пантелеевой. В 1946 году они стали обладателями первой премии на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве. После этого успеха дуэт обретает всенародную популярность, возрастающую с каждым годом. Свои новые песни для него пишут композиторы Фрадкин, Френкель, Жарковский, Богословский, Хренников, Дунаевский, Милютин, Мокроусов. Все обработки песен Людмила Лядова делала сама. Ее аранжировки привлекали своей оригинальностью и свежестью звучания.
Весной 1948 года после окончания консерватории Л.Лядова и Н.Пантелеева совершили длительное турне по стране: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Украина, Ленинград… И везде им сопутствовал большой успех у публики и специалистов.
В феврале 1951 года Людмила Лядова была принята в Союз композиторов СССР, её творческий потенциал стремительно рос, что привело к противоречиям в дуэте с Пантелеевой и в 1952 г. он распался. Л.Лядова стала много писать, исполняла свои песни и песни других композиторов в собственной аранжировке и с аккомпанементом на рояле. Сочетание талантов композитора, певицы, пианиста-исполнителя и аккомпаниатора привело к рождению исключительной личности в музыкальном искусстве.
Людмилой Лядовой создано более 800 песен. Среди них есть как мажорные, так и проникнутые тонким лиризмом мелодии и романсы. При всём разнообразии их объединяет отсутствие пессимистических или жалобных интонаций, тоски или безысходности. По признанию композитора, у неё и "минор всегда звучит мажорно".
К.И.Шульженко, исполнявшая такие песни Л. Лядовой, как "Когда-нибудь", "Телефонный звонок", "Сердечная песня", "Женщина" и др., писала: "Ее песни открывают нам мир яркий и радостный. Они, как добрые друзья, вошли в нашу жизнь, неся на своих крыльях неиссякаемый заряд оптимизма...". Песни Людмилы Лядовой хором подхватывали огромные залы и целые стадионы.
Огромную популярность приобрели "Старый марш" на стихи М. Владимова, "Чудо-песенка", "Барабан" на стихи И. Шаферана, "Ай-люли", написанная для Т. Миансаровой и принесшая ей звание лауреата и Золотую медаль на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки (1962), и др. "Чудо-песенку" на стихи Л.Давидович и В.Драгунского вслед за самой Людмилой Лядовой пели Г.Великанова, Н.Дорда, К.Лазаренко, Т.Миансарова и английская певица Джерри Скотт.
Первым исполнителем "Старого марша" стал И.Кобзон, потом песня вошла в репертуар Ю.Богатикова. Песня "Барабан" звучала с большими оркестрами в исполнении Э.Хиля. "Старый марш" и "Барабан" исполняли все военные ансамбли страны. Военная тематика нашла отражение и в других песнях Людмилы Лядовой.
Романс "Пленительные звуки", написанный Л.Лядовой на стихи Плещеева в 1951 году, исполняли Н.Обухова и Л.Масленникова. Романс "Лунная ночь" звучал в исполнении Зары Долухановой. Песни Л.Лядовой исполняли также М.Биешу, И.Петров, Г.Писаренко, А.Эйзен, Н.Ткаченко, Б.Руденко, Л.Абрамова, Н.Васильева, Л.Полянская.
Особенно плодотворно Людмила Лядова сотрудничала с поэтом Георгием Ходосовым. Ими написано около 100 песен, среди которых популярные "Так легко", "Едем с нами", "В Колонном зале", "Полковой оркестр", "Вожатый наш" и др. Л.Лядова много работает с поэтом В.Лазаревым. На его стихи написаны замечательные песни "Женщина", "Поздний поклон", "Зареченские ночи", "Без вины виноватый", "Сергею Есенину", "Сказка о любви", вальс "Земная красота", романс "Поздно", который включила в свой репертуар А.Баянова. Много произведений было создано в содружестве с поэтами С.Михалковым, Е.Евтушенко, Н.Доризо, Л.Зубковой, Б.Брянским, В.Петровым, Т.Пономаревой и другими.

 

 
Поделиться:

 

Евгений Макаренко

Тюменская филармония

 Школа танца Гранд

 Мой портал


Вы можете выбрать другой город
Рождённые в ноябре
Праздники