Лядова Людмила Алексеевна
Людмила Алексеевна Лядова родилась 29 марта 1925 года в Свердловске в семье профессиональных музыкантов. Отец, Алексей Иванович, обладал прекрасным тенором и был солистом Свердловского оперного театра, кроме того, он играл на многих музыкальных инструментах, а когда возникли проблемы с голосом, стал скрипачом в оркестре. Прекрасно пела и мама, Юлия Петровна (д/ф Самойлова), по образованию хормейстер.
Обучение музыке с приоритетом игры на фортепиано начались с самого раннего детства в домашнем кругу, с 7 лет занятия продолжились в музыкальной школе у В.А.Бернгард, а в 10 лет Мила, преодолев большой конкурсный отбор, поступила на детское отделение Свердловской консерватории по классу фортепиано к ученице знаменитого Г.Г.Нейгауза профессору Б.С.Маранц.
Уже через год Людмила превосходно играла сложнейшие произведения классического репертуара, участвовала в смотрах, фестивалях, конкурсах. Большим событием стали для неё успешные выступления в 1939 г. и на следующий год на сцене Свердловской филармонии с исполнением самых сложных фортепианных произведений.
По окончании училища Людмилу зачислили в консерваторию в фортепианный класс к Б.С.Маранц. Параллельно она училась и на композиторском отделении у профессора В.Н.Трамбицкого, поскольку в самые ранние годы проявился и талант к сочинению музыки, уже в 6–8 лет появились песенки на стихи Агнии Барто.
Во время Великой Отечественной войны Людмила вместе с мамой активно участвовала в выступлениях концертных бригад на заводах и в воинских частях. Людмила играла классику и исполняла песни сольно и дуэтом с мамой.
В ноябре 1943 года в числе 12 лучших студентов Свердловской консерватории Людмилу Лядову направили в Москву на смотр молодых дарований, где её сразу заметили. В столицу приехала не просто талантливая студентка, а и начинающий композитор. К тому времени она уже написала детские миниатюры на стихи А.Барто и В.Петровского ("Спать пора", "Птенчики", "Уха", "Василек", "Бабочка", "Пастушок"), несколько хоров, фортепианных пьес, песен на военную тематику ("Три Тани", "Маруся-партизанка" и др.) и сонату для фортепиано.
По возвращении в Свердловск Людмила Лядова организовала дуэт с Ниной Пантелеевой. В 1946 году они стали обладателями первой премии на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве. После этого успеха дуэт обретает всенародную популярность, возрастающую с каждым годом. Свои новые песни для него пишут композиторы Фрадкин, Френкель, Жарковский, Богословский, Хренников, Дунаевский, Милютин, Мокроусов. Все обработки песен Людмила Лядова делала сама. Ее аранжировки привлекали своей оригинальностью и свежестью звучания.
Весной 1948 года после окончания консерватории Л.Лядова и Н.Пантелеева совершили длительное турне по стране: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Украина, Ленинград… И везде им сопутствовал большой успех у публики и специалистов.
В феврале 1951 года Людмила Лядова была принята в Союз композиторов СССР, её творческий потенциал стремительно рос, что привело к противоречиям в дуэте с Пантелеевой и в 1952 г. он распался. Л.Лядова стала много писать, исполняла свои песни и песни других композиторов в собственной аранжировке и с аккомпанементом на рояле. Сочетание талантов композитора, певицы, пианиста-исполнителя и аккомпаниатора привело к рождению исключительной личности в музыкальном искусстве.
Людмилой Лядовой создано более 800 песен. Среди них есть как мажорные, так и проникнутые тонким лиризмом мелодии и романсы. При всём разнообразии их объединяет отсутствие пессимистических или жалобных интонаций, тоски или безысходности. По признанию композитора, у неё и "минор всегда звучит мажорно".
К.И.Шульженко, исполнявшая такие песни Л. Лядовой, как "Когда-нибудь", "Телефонный звонок", "Сердечная песня", "Женщина" и др., писала: "Ее песни открывают нам мир яркий и радостный. Они, как добрые друзья, вошли в нашу жизнь, неся на своих крыльях неиссякаемый заряд оптимизма...". Песни Людмилы Лядовой хором подхватывали огромные залы и целые стадионы.
Огромную популярность приобрели "Старый марш" на стихи М. Владимова, "Чудо-песенка", "Барабан" на стихи И. Шаферана, "Ай-люли", написанная для Т. Миансаровой и принесшая ей звание лауреата и Золотую медаль на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки (1962), и др. "Чудо-песенку" на стихи Л.Давидович и В.Драгунского вслед за самой Людмилой Лядовой пели Г.Великанова, Н.Дорда, К.Лазаренко, Т.Миансарова и английская певица Джерри Скотт.
Первым исполнителем "Старого марша" стал И.Кобзон, потом песня вошла в репертуар Ю.Богатикова. Песня "Барабан" звучала с большими оркестрами в исполнении Э.Хиля. "Старый марш" и "Барабан" исполняли все военные ансамбли страны. Военная тематика нашла отражение и в других песнях Людмилы Лядовой.
Романс "Пленительные звуки", написанный Л.Лядовой на стихи Плещеева в 1951 году, исполняли Н.Обухова и Л.Масленникова. Романс "Лунная ночь" звучал в исполнении Зары Долухановой. Песни Л.Лядовой исполняли также М.Биешу, И.Петров, Г.Писаренко, А.Эйзен, Н.Ткаченко, Б.Руденко, Л.Абрамова, Н.Васильева, Л.Полянская.
Особенно плодотворно Людмила Лядова сотрудничала с поэтом Георгием Ходосовым. Ими написано около 100 песен, среди которых популярные "Так легко", "Едем с нами", "В Колонном зале", "Полковой оркестр", "Вожатый наш" и др. Л.Лядова много работает с поэтом В.Лазаревым. На его стихи написаны замечательные песни "Женщина", "Поздний поклон", "Зареченские ночи", "Без вины виноватый", "Сергею Есенину", "Сказка о любви", вальс "Земная красота", романс "Поздно", который включила в свой репертуар А.Баянова. Много произведений было создано в содружестве с поэтами С.Михалковым, Е.Евтушенко, Н.Доризо, Л.Зубковой, Б.Брянским, В.Петровым, Т.Пономаревой и другими.
Добавить комментарий