Рождённые в марте

Евгений Дога
Семен Гудзенко
Александр Билаш
Зураб Соткилава
Вениамин Нечаев

Радио Победы Литература Победы Поэзия Заболоцкий Николай Алексеевич

Заболоцкий Николай Алексеевич

ЗАБОЛОЦКИЙ (изначальная форма фамилии – Зáболотский), Николай Алексеевич (24. IV (7. V).1903, ферма вблизи Казани – 14. X .1958, Москва), поэт, переводчик. Среди наград: орден Трудового Красного Знамени (1958). Родился в семье агронома. После переезда в 1910 г. семьи в Вятскую губернию, окончил три класса начальной школы в селе Сернур, затем Уржумское реальное училище, где учился с 1913 по 1920 г. К периоду жизни в Сернуре и Уржуме относятся первые литературные опыты, в частности поэма «Уржумиада» (в полном виде не сохранилась), а также стихи, в том числе шуточные. Часть произведений была в 1919 г. собрана автором в самодельную книгу. Такого рода рукописные или машинописные книги (порой с иллюстрациями), которые Заболоцкий делал на протяжении всей жизни, выполняли функцию экспериментальных проспектов возможных будущих книг.

В 1920 г. Заболоцкий поступает одновременно на историко-филологический факультет 1-го МГУ и медицинский факультет 2-го МГУ, но, не закончив первого курса, из-за угрозы голода возвращается в начале 1921 г. в Уржум, а летом уезжает в Петроград, где поступает на отделение языка и литературы общественно-экономического факультета Педагогического института им. А.И. Герцена. Заболоцкий участвует в работе институтского литературного объединения «Мастерская слова», выступает в машинописном журнале «Мысль» со стихами и статьей «О сущности символизма» (1922). Окончив институт в 1925 г., Заболоцкий ждет призыва в армию, а потому продолжает жить в студенческом общежитии, перебиваясь временными заработками и голодая. К этому периоду относится знакомство с поэтами Д. Хармсом и А. Введенским, перешедшее в дружбу. С осени 1926 по осень 1927 г. Заболоцкий находится на воинской службе, продолжая, однако, участвовать в литературной жизни Ленинграда (казармы располагались в городе).

К 1927 г. относятся первые публикации Заболоцкого – отдельные стихотворения увидели свет в сборнике Ленинградского союза поэтов «Костер», журнале «Звезда», газете «Ленинградская правда». Тогда же окончательно складывается группа ОБЭРИУ, куда входит Заболоцкий и для декларации которой пишет разделы «Общественное лицо ОБЭРИУ» и «Поэзия обэриутов» (опубл. 1928), так характеризуя свой метод: «Предмет не дробится, но наоборот – сколачивается и уплотняется до отказа…»

Установка эта воплотилась в сборнике «Столбцы» (1929), названном по окказиональному жанру, разрабатывавшемуся поэтом и имеющему в том числе характерные графические особенности: стих членится не на строфы, а на длинные периоды, отсутствуют прописные буквы в начале строк (кроме начала предложений), что по-своему отражало понятия порядка и дисциплины, связываемые с названием «столбец». Персонажи «Столбцов» – обыватели, с ограниченным кругозором и низменными интересами, тогда как места действия – Обводный канал, Народный дом, черные лестницы – связаны с «петербургским текстом» русской литературы (в частности имеются аллюзии на произведения Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина), при этом яркие краски и сочные детали отсылают к живописи «малых голландцев», о чем свидетельствуют и названия стихов «Игра в снежки», «Рыбная лавка», а некоторые сравнения и образы связаны с художественной практикой живописного авангарда.

К концу 1920-х относится активная работа Заболоцкого в детской литературе. В 1928-1929 гг. он публикует в журнале «Ёж» рассказы и очерки, а с 1930 г. там же и в журнале «Чиж» стихи для детей, нередко под псевдонимом «Я. Миллер». С 1930 до середины 1932 г. Заболоцкий работает в этих журналах на технических должностях.

Под влиянием сочинений Г. Сковороды, В.И. Вернадского, К.И. Циолковского, с которым Заболоцкий переписывался, поэзия его претерпевает значительные изменения. В стихах и поэмах этого периода, например, «Безумный волк» (1931), «Деревья», «Птицы» (обе – 1933), разрабатывается натурфилософская концепция о многообразии форм и взаимосвязи живой и неживой материи, согласно которой смерть является неотъемлемым элементом всеобщей жизни, а разумом наделены, кроме человека, птицы, деревья, камни, реки и т.д. Руководствуясь мудрыми законами природы, человек, должен преобразить ее, внеся в мироздание гармонию. Взаимоотношениям природы и человека посвящена поэма «Торжество земледелия» (1929-1930, опубл. 1933). По мысли автора, жестокость и косность, царящие в природе, необходимо уничтожить. Вследствие ожесточенной критической компании в печати, трактовавшей поэму как пасквиль на колхозное строительство, не вышел уже сверстанный сборник «Стихотворения 1926-1932», а поэт на полтора года перестал писать стихи. Заболоцкий занимается обработкой для детей классических книг, создает переложения «Гаргантюа и Пантагрюэля» Ф. Рабле (1933-1934), «Путешествий Гулливера» Д. Свифта (часть о великанах), «Легенды об Уленшпигеле» Ш. Де Костера (обе – 1935). Появление стихотворения «Прощание» (1934), посвященного памяти С.М. Кирова, и «Горийская симфония» (1936) о родине И.В. Сталина, а также признание ошибок в ходе дискуссии о формализме, смягчает ситуацию. Заболоцкий активно переводит грузинских поэтов, в 1937 г. переводит и обрабатывает для юношества поэму Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», выходит сборник «Вторая книга» (1937), составленный так, чтобы избежать критических нападок.

Арестованный 19 марта 1938 г. по обвинению контрреволюционной деятельности, Заболоцкий провел около восьми месяцев в тюрьме «Кресты». О четырехдневном допросе, пребывании после частичного помутнения разума в тюремном отделении судебно-психиатрической клиники, этапировании в Комсомольск-на-Амуре рассказывает «История моего заключения» (1956, опубл. 1988). Приговоренный к пяти годам заключения, Заболоцкий работал на лесоповале, в карьере, на строительстве железной дороги, а после перевода в 1943 г. в район Кулунды – на добыче озерной соды, где получил болезнь сердца. 18 августа 1944 г. он освобожден из-под стражи, но оставлен при лагере без права смены работы и свободного передвижения. С весны 1945 г. Заболоцкий работал как вольнонаемный техник-чертежник переведенного в Караганду строительного управления лагеря, по ночам, за счет сна, заканчивая начатый еще в 1938 г. стихотворный перевод «Слова о Полку Игореве» (опубл. 1946).

Вернувшись в 1946 г. в Москву, Заболоцкий начинает вновь после многолетнего перерыва писать стихи (в произведениях этого периода прослеживается связь с натурфилософскими стихами 1930-х гг.), переводит таджикских, венгерских, старонемецких и др. поэтов. Сборник «Стихотворения» (1948) включает наиболее нейтральные стихи и перевод «Слова о полку Игореве», практически не давая представления о новом этапе творчества поэта. В конце 1940-х и начале 1950-х Заболоцкий активно участвует в литературной жизни, переводит грузинскую поэзию, в частности В. Пшавела и Д. Гурамишвили, выступает с докладом «К вопросу о ритмической структуре "Слова о полку Игореве"» (1951, опубл. 1969) на заседании специальной комиссии, посвященном этому литературному памятнику, начинает работу по созданию единого стихотворного эпоса на основании разрозненных русских былин, наподобие западноевропейских сводов (замысел не осуществлен), делает полный перевод поэмы «Витязь в тигровой шкуре» (опубл. 1957).

В поздней поэзии Заболоцкого размышления о материальных метаморфозах в природе уступают место раздумьям о психологических и этических связях человека и природы, о человеческой личности. К 1957 г. относится редкий по открытости чувств цикл «Последняя любовь» и сборник «Стихотворения», объединивший избранные стихи 1930-1950-х и переводы, в том числе и «Слова о полку Игореве». Созданная в 1958 г. поэма «Рубрук в Монголии» относится к новому для Заболоцкого жанру исторической поэмы, где точные детали, почерпнутые из отчета о путешествии, предпринятом в 1253 г. монахом-миноритом, и др. источников, соседствуют с размышлениями о противостоянии восточной и западной цивилизаций. Некоторые приемы этой классически ясной и строгой поэмы, тем не менее, отсылают к гротескной стилистике сборника «Столбцы».

Согласно литературному завещанию, составленному Заболоцким за несколько дней до смерти, полный свод его произведений включает 3 поэмы и около 170 столбцов и стихотворений, остальные поэт отнес к случайным либо неудачным.

В творческое наследие Заболоцкого входят также очерки и статьи о литературе. Особняком стоит подготовленная им на основании писем к семье подборка «Сто писем 1938-1944 годов» (опубл. 1989), рассказывающая о жизни в лагере.

Евг. Перемышлев

 

http://www.ruthenia.ru/moskva/encycl/z/zabolotsky.htm

 
Поделиться:
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в марте
Праздники