Рождённые в марте

Борислав Брондуков
Алексей Покровский
Алексей Фатьянов
Сергей Михалков
Анастасия Вяльцева

Радио Победы Музыка Победы Композиторы Лундстрем Олег Леонидович

Лундстрем Олег Леонидович

Олег Лундстрем Годы жизни: 1916—2005. Народный артист РСФСР. Лундстрем широко известен как композитор, дирижер, аранжировщик. Он признанный в мире мэтр джаза.

Родился 2 апреля в Чите в семье потомка обрусевших шведов, связавших свою судьбу с Россией, Лундстрема Леонида Францевича (преподавателя физики Читинской гимназии) и его супруги — Галины Петровны. Годом позже родился второй сын — Игорь. Дети Леонида Францевича, названные так в честь древних киевских князей, вместе с отцом в 1921 году переезжают в Харбин (Манчжурия) — "столицу" русского землячества в Китае, в числе советских специалистов, занятых на обслуживании КВЖД, куда отца пригласили на работу сначала преподавателем физики в средней школе, а позже — лектором Харбинского политехнического института.

Академический подход ко всему, за что бы он ни брался, сложился у Олега еще в детском возрасте. Однажды, услышав в 12-летнем возрасте полюбившийся фокстрот, он безошибочно расписывает его на трио — с мелодией, басом и аккомпанементом.

Он увлекается живописью, учится играть на скрипке. В 1932 году Олег после обучения в коммерческом училище поступает в Политехнический институт, и одновременно — в музыкальный техникум, который оканчивает по классу скрипки в 1935 году.

1930-е годы — поголовное увлечение новым танцем — фокстротом и, соответственно, новой музыкой — джазом. Первое время эта веселая ритмичная музыка не привлекала особого внимания Олега, пока случайно (в 1933 году), подбирая пластинки для очередной вечеринки, он не наткнулся на пластинку совершенно неизвестного в то время оркестра Дюка Эллингтона. Пьеса эта называлась "Дорогой, старый юг". Она ошеломила Олега, и он сразу понял, что это не только музыка для ног, но нечто большее. С этого момента началось увлечение джазом. Олег по слуху аранжировал и воспроизводил пьесы с пластинок. В 1934 году, однажды собравшись, молодые музыканты решили собрать свой джаз-оркестр и руководителем выбрали (путем голосования) Олега Лундстрема.

В 1936 году Олег решает испытать судьбу в Шанхае. Он подписывает первый профессиональный контракт в отеле "Янцзы", затем в 1937 году — в Циндао. У Лундстрема уже в эти годы созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке и русские песни. Он делает аранжировки: "Песни о капитане" И. Дунаевского, "Чужие города" А. Вертинского, "Катюша" М. Блантера и др. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей. 1940 год — вершина популярности — выступление в самом престижном боллруме "Парамаунт". В оркестре уже 14 человек, где Олег — дирижер. А такие импровизаторы как Алексей Котяков, Игорь Лундстрем, Александр Гравис выдвигаются в число лучших музыкантов города. Оркестр становится одним из лучших в Шанхае. Пресса называет Олега Лундстрема "королем джаза Дальнего Востока".

В 1941 году, в начале войны Олег поступает во французский Высший технический центр. Окончив его, как инженер-архитектор в 1944 году, Олег проявляет себя композитором. Это, на первый взгляд, парадоксальное явление, свойственное ряду выдающихся композиторов (Бородин был химиком, Флетчер Хендерсон окончил университет Атланты как химик и математик, правда, Лев Ландау, игравший в ленинградской "джазовой капелле аспирантов", пошел по иному пути), видимо помогло О. Лундстрему в написании произведений. Послевоенные годы — годы нового творческого подъема. В его оркестре уже 19 человек, полный Биг-бенд. К концерту в театре "Лайсеум", посвященному окончанию Второй мировой войны, Олег пишет свое первое самостоятельное произведение "Интерлюдия", используя Рахманиновские интонации. Позже — пьесу "Мираж" на восточные мотивы, продолжая попытки внести свой вклад в джаз.

В 1947 году Олег Лундстрем вместе с музыкантами оркестра переезжает в СССР, в Казань. Этот город был выбран потому, что там была консерватория. Первоначально приехавший оркестр решают сделать джазовым коллективом ТАССР. Но постановление ЦК КПСС об опере Вано Мурадели "Октябрь" в 1948 году ломает все. Выясняется, что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр, в оркестры кинотеатров. Олег поступает в Театр оперы и балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года вместе с большой группой приехавших музыкантов становится студентом Казанской государственной консерватории. В 1953 году Олег Лундстрем оканчивает консерваторию по классу композиции (профессор А. С. Леман) и внефакультативно — по симфоническому дирижированию (профессор И. Шерман), оставшись там преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр.

Но джаз не забыт. В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема, и при помощи директора Татарской государственной филармонии М. Ф. Боголюбова, худрука А. С. Ключарева и режиссера И. С. Петровского дает серию концертов в помещении Казанского драматического театра, которые прошли с большим успехом и обратили на себя внимание московских концертных организаций.

1 октября 1956 года приказом министра культуры РСФСР на базе коллектива под руководством Олега Лундстрема создается концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО (позже Росконцерта). Началась большая гастрольно-концертная жизнь. Почти за 40 лет коллектив объездил более 300 городов нашей необъятной Родины и десятки за рубежом. Сотни тысяч зрителей посетили концерты, миллионы слушали по радио и смотрели по телевидению блестящий оркестр Олега Лундстрема.

Dim lights Embed Embed this video on your site

Многие годы Олег Лундстрем и его оркестр — неизменные участники крупных международных джазовых фестивалей: "Таллин-67", "Джаз Джембори-72" в Варшаве, "Прага-78" и "Прага-86", "София-86", "Джаз в Дюктауне-88" в Голландии, фестиваль искусств СССР и Индии в 1988 году, "Гренобль-90" во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне 1991 год, фестиваль биг-бэендов "Иматра-92" в Финляндии, ряд международных фестивалей, проводившихся в нашей стране.

"Глубокое проникновение в характер джазового исполнительства, в его классические традиции, с одной стороны, и стремление внести свой вклад в этот жанр, используя национальный фольклор, путем создания и исполнения оригинальных джазовых произведений и аранжировок, с другой — вот кредо оркестра, творческий путь, по которому он идет уже не одно десятилетие". В этих простых словах Олега Лундстрема заключена вся его жизнь музыканта, сумевшего пройти со своим биг-бендом через годы и превратности судьбы, сохранившего свой голос, свое понимание искусства. Маэстро считал язык джаза современным эсперанто, ломающим любые национальные, социальные и политические предрассудки, сближающим людей, дающим возможность общения и диалога. Он всегда ориентировался на настоящий джаз, и линия его жизни показывает, как, несмотря на все внешние и внутренние препятствия, он и его оркестр, отдав в свое время дань прикладным жанрам джаза, танцевальным и эстрадным композициям, последние 20 лет играли исключительно классический и современный джаз.

Dim lights Embed Embed this video on your site

Выстраивая свои джазовые композиции, Олег Лундстрем соединял непременное в джазе эмоциональное, импровизированное начало с логикой, поистине с математическим расчетом. И дело даже не в напрашивающейся аналогии "архитектура — застывшая музыка". Скорее — во внутреннем ощущении красоты, гармонии, соразмерности. Широко известны его джазовые композиции: "Интерлюдия" (1945), "Мираж" (1947), "Расцветает сирень" (1955), "Экспромт" (Атом-буги) (1957), "Юмореска" (1958), "Песня без слов" (1960), "Этюд для оркестра" (1960), "Пролог" (1963), "Мы снова вместе" (1969), "Бухарский орнамент" (1972), "В горах Грузии" (1973), "Любви дороги" (1975), "Спидвей" (1980), "Легенда о Сююмбеки" (1981), "Наступил рассвет" (1984), а также камерно-инструментальные и вокальные циклы: симфоническая сюита на татарские темы, симфония до-минор, соната для виолончели с фортепиано, две пьесы для скрипки с фортепиано, вокальный цикл на стихи китайских поэтов, музыка к драматическим спектаклям.

Помимо полутора десятков выпущенных оркестром грампластинок и дисков Олег Лундстрем записал свой авторский диск "Мы снова вместе". Последние художественные проекты маэстро (и, особенно, масштабный цикл из шести программ "История биг-бенда в джазе") — своеобразная квинтэссенция его творческого пути, взгляд с вершин опыта и мастерства на пройденные дороги, на музыкантов, с которыми свела его судьба, на музыку, вызванную им к жизни.

Олег Леонидович Лундстрем — народный артист РСФСР (1984), заслуженный артист РСФСР (1973). Он удостоен почетной степени доктора наук Международной академии Сан-Марино (1993), Национальной музыкальной премии "Овация" (1996), ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Скончался 13 октября 2005 года в Москве.

 
Поделиться:
Слушаем эфир

Слушать в проигрывателе
Слушать на сайте

 

Тюменская филармония

Вы можете выбрать другой город
Рождённые в марте
Праздники